Доклад для публичных обсуждений правоприменительной практики Вологодского УФАС России за 1 квартал 2018 года. Обсуждения: 16 марта 2018г.
02 марта 2018, 15:18
Тип документа:
Доклады

Доклад для публичных обсуждений правоприменительной практики Вологодского УФАС России за 1 квартал 2018 года.

Обсуждения: 16 марта 2018г. 

 

1. Отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли

 

        

За истекший период 2018 года в отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли поступило более 10 заявлений о признаках нарушения ст. ст. 14.1-14.8 (действия недобросовестной конкуренции) Закона «О защите конкуренции».

По результатам их рассмотрения отделом  выдано два предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрено 2 дела о действиях недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, возбуждено 1 дело по факту невыполнения предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Также 1-м квартале 2018 за нарушение  положений законодательства о торговле на ОАО «ТД «Русский Холодъ» по ч. 5 ст. 14.40 КоАП РФ  было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере  1 500 000 рублей. Такой значительный щтраф был связан с тем, что ранее в августе  2017 года Управление признало ОАО «ТД «Русский Холодъ» виновным в нарушении пункта 5 части 1 статьи 13 законодательства о торговле.

Согласно материалам дела, возбужденного Управлением в отношении ОАО «ТД «Русский Холодъ», данная организация, являясь крупным оптовым поставщиком продуктов, заключило без проведения конкурсных процедур договор на поставку продуктов для граждан, отбывающих наказание в уголовно-исполнительной системе Вологодской области. В соответствии с действующим законодательством заключение подобных договоров без предварительного отбора поставщиков противоречит действующему законодательству, ограничивает возможности участия иных поставщиков продовольственных товаров в выгодных контрактах и лишает их возможности получения существенной прибыли. При этом Управлением было установлено наличие целого ряда поставщиков, имеющих возможности  поставки продукции. Исходя из вышесказанного, Управление признало данную организацию нарушившим законодательство о торговле, в связи, с чем на нее и был наложен штраф.

Далее также в 1 квартале 2018 года за ранее допущенное нарушение статьи 14.8 законодательства о конкуренции был наложен штраф 110 000 рублей на страховую компанию ООО «Росгосстрах-Медицина».

В соответствии с материалами дела, возбужденного Управлением в отношении ООО «Росгосстрах-Медицина», страховщик, оказывая услуги страхования граждан по обязательному медицинскому страхованию в Вологодской области неоднократно нарушал требования страхового и антимонопольного законодательства.

В частности в антимонопольный орган были представлены многочисленные (более 50) обращения граждан Вологодской области, которые пожаловались на то, что ООО «Росгосстрах-Медицина», пользуясь их некомпетентностью, ввело данных граждан в заблуждение и переоформило их страховые полисы без их согласия, где в качестве страховщика указало страховую компанию  ООО «Росгосстрах-Медицина». Кроме того другая страховая компания СОГАЗ-Медицина потеряв значительную часть клиентов в результате указанных действий, также обратилось с жалобой в антимонопольный орган с требование проверить законность действий  ООО «Росгосстрах-Медицина».

По результатам рассмотрения дела Управлением было установлено, что действия ООО «Росгосстрах-Медицина» привели к нарушению гарантированного страховым законодательством права граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации, а также являются действиями недобросовестной конкуренции по отношению к конкурентам, оказывающих аналогичный вид услуг.

Также хотелось бы отметить, что значительная часть работы Управления приходится на участие в судебных заседаниях, поскольку 95% принятых Управлением решений оспаривается правонарушителями в судебном порядке.  

Вместе с тем, можно отметить, что в данном отчетном периоде судебная практика для Управления складывается положительно. Отмененных решений в текущем периоде нет.

Например, в  феврале 2018 года  Арбитражным судом Вологодской области было поддержано решение Управления о правомерности наложенного на ООО «ГазСервис» штрафа в размере 50 000 рублей.

Также в феврале 2018 года Арбитражным судом Вологодской области МУП «Водоканал» отказано в удовлетворении  заявленных требований об отмене постановления Управления в полном объеме. Наложенный штраф признан законным.

По-прежнему актуальными остаются нарушения антимонопольного законодательства, связанные с отказом в передаче технической документации вновь избранным управляющим организациям, выявленные на рынке управления многоквартирными домами. Проблематичность ситуации состоит в том, что деятельность в этой сфере приносит значительные доходы и между управляющими компаниями на этом рынке происходит борьба за то, чтобы получить в свое управление как можно больше домов. К сожалению,   конкуренция на данном рынке не всегда бывает добросовестной.

Наиболее часто встречающимся нарушением, как и в предыдущие отчетные периоды, продолжает оставаться не передача документов необходимых для управления домами и распространение дискредитирующих сведений в отношении управляющих компаний-конкурентов. Количество жалоб в среднем остается на уровне прошлого года.

Кроме того, хотелось бы напомнить управляющим компаниям, что с января  2018 года в часть 10 статьи 162 ЖК РФ внесены изменения в соответствии, с которыми управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.

Ранее действующая норма предписывала передачу документов за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом.

Следующим важным аспектом деятельности Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов является исполнение государственной функции по контролю за соблюдением законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган занимается предупреждением, выявлением и пресечением нарушения физическими или юридическими лицами, а так же индивидуальными предпринимателями, законодательства Российской Федерации о рекламе. Управление возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдает предписания об устранении нарушений и возбуждает административное производство по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За истекший период 2018 года в отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли поступило более 40 письменных и устных обращений о признаках нарушения ФЗ «О рекламе».

В основном граждане жалуются на рекламу в  различных средствах массовой информации (журналы, газеты, радио), в связи с некачественным исполнением рекламодателем услуг, заявленных в рекламе.

За отчетный период самым часто встречаемым нарушением рекламного законодательства явилось нарушение ст.16 ФЗ №38 «О рекламе».  Суть нарушения заключается в том, что в периодических печатных изданиях, не специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного характера, размещались рекламные модули, которые не сопровождались пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Так, например, в 2017 году таких дел было рассмотрено 12. При этом, за столь незначительное, по мнению рекламораспространителей, нарушение законодатель предусмотрел санкцию в виде штрафа в размере от 100 000 рублей для юридического лица.

Также частым является нарушение ч. 10.1. ст. 5 Закона «О рекламе». Суть нарушения заключалась в том, что в различных СМИ размещалась реклама «информационной продукции» без указания категории данной информационной продукции (то есть отсутствовал знак с категорией 0+, 6+, 12+, 16+, 18+), в соответствии с требованиями предусмотренными ФЗ - №436  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В 2017 году по данной статье был рассмотрен ряд дел, и в настоящее время Управлением проводится систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований Закона «О рекламе» средствами массовой информации, в том числе и вышеуказанных статей.

Обе эти нормы закона схожи тем, что ответственность за нарушение несет рекламораспространитель (им могут выступать различные СМИ и   журналы, газеты, радио и тд. в зависимости от статьи). Именно в его обязанности входит на рекламном модуле проставлять пометку «реклама» или пометку «на правах рекламы», а так же на рекламе информационной продукции, которая представляет собой какое-либо зрелищное мероприятие (концерты, театральные выступления, цирк и тд.), указывать знак с  категорией данной информационной продукции.

Поэтому рекламораспрастранителям необходимо быть внимательнее, при получении рекламных модулей от рекламодателей, проверять их на соответствие Закона «О рекламе».

Кроме того, нужно отметить, что в текущем периоде правонарушителями исполняются выданные ранее представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Так, например, за нарушение рекламного законодательства представление было вынесено ООО «Альфастрой», которое на своём сайте разместило информацию о том, что Общество «является официальным партнером известной немецкой компании «Hörmann..». Однако указанное утверждение признано не верным, поскольку Управлением, в ходе проведения проверки, было установлено, что данное Общество не имеет документов, подтверждающих их партнерство с компанией «Hörmann..». Тем самым, «Альфастрой», разместив вышеуказанные недостоверные сведения, вводило потребителей в заблуждение.

В отношении ООО «Альфастрой» было возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение рекламного законодательства. Вынесенное представление было исполнено Обществом в установленные законом сроки.

Следует также отметить, что в связи с увеличением объема интернет-рекламы, появляются определенные сложности и спорные вопросы как у рекламодателей, так и у рекламораспространителей, связанные с ее размещением и соблюдением действующего рекламного законодательства. Управлением проводится систематическое отслеживание информации на интернет-ресурсах для выявления и пресечения нарушений, связанных с рекламой.

В рамках предупреждения и профилактики любых возможных нарушений рекламного, антимонопольного законодательства и законодательства о торговле Вологодским УФАС России совместно с Вологодской торгово-промышленной палатой регулярно проводятся информационно-правовые семинары.

Сотрудники Вологодского УФАС России проводят семинары и брифинги на темы правоприменительной практики, последних изменений законодательства о рекламе, Закона «О защите конкуренции», ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельность в РФ».

Участниками данных мероприятий являются журналисты, представители печатных изданий и электронных СМИ из Вологды и Череповца, представители бизнеса области.

По окончании семинаров сотрудники Вологодского УФАС России отвечают на многочисленные вопросы его участников, дают рекомендации по применению законодательства о рекламе, недобросовестной конкуренции и торговле.

Также сотрудники отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли регулярно участвуют в работе региональной мониторинговой группы партии «Единая России» в проекте «Честная цена», в заседании рабочей группы общественного движения «Народный фронт» по защите памятников культурного наследия Вологодской области от размещения на них незаконной рекламы, в деятельности рабочей группы по противодействию незаконному формированию туров и трансферов при Департаменте культуры и туризма Вологодской области.

 

 

                                                                

2. Отдел  контроля антимонопольного законодательства
     и экономического анализа

 

В начале 2018 года Управлением рассмотрено 7 заявлений юридических лиц в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках оказания услуг электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Из них в 6 случаях Управлением отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Управлением в конце 2017 и начале 2018 года возбуждено 2 дела о нарушении ПАО «Вологодская сбытовая компания» антимонопольного законодательства, из которых:

- 1 дело по жалобе АО «Вологодская областная энергетическая компания» (возбуждено 15.12.2017),

- 1 дело по жалобе ПАО «МРСК Северо-Запада» (возбуждено 02.02.2018).

Оба дела возбуждены по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Суть нарушения сводится к неисполнению ПАО «Вологодская сбытовая компания» обязанностей, указанных в пункте 162 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (ред. от 10.11.2017) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Правила № 442).

Пунктом 162 Правил № 442 установлена обязанность гарантирующего поставщика до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передавать сетевой организации, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителей (кроме указанных в абзаце третьем настоящего пункта), сведения о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученные им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом, передавать в указанную сетевую организацию в согласованной с ней форме (в виде электронного документа или документа на бумажном носителе) копии актов снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученных им от таких потребителей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 162 Правил № 442 установлена обязанность гарантирующего поставщика передавать в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее в настоящем пункте - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.

Злоупотребление ПАО «Вологодская сбытовая компания» доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии и мощности в соответствующих границах локальных рынков выражается путем ущемления прав и законных интересов двух сетевых компаний в результате несоблюдения механизма взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии в части соблюдения порядка и сроков предоставления сведений, установленных пунктом 162 Правил № 442.

В настоящее время оба дела находятся в стадии рассмотрения, комиссия Управления оценивает доводы сторон, изучает представленные документы.

Решения по данным делам пока не вынесены.

Вместе с тем, в январе 2018 года вынесено решение по делу, возбужденному еще в 2016 году в отношении МУП ЖКХ «Федотово» Вологодского муниципального района.

В адрес Управления 19.05.2016 от ООО «Жилкомфорт» поступило заявление от о намерении МУП ЖКХ «Федотово» приостановить оказание услуг теплоснабжения жилого дома по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Кувшиново, ул. Майская, д. 3. Общество акцентировало внимание на том, что введение режима ограничения существенным образом нарушает права добросовестных плательщиков за теплоэнергию и подрывает деловую репутацию управляющей компании. Данное заявление, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужило основанием для возбуждения дела по пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Далее МУП ЖКХ «Федотово» фактически применило меру введения ограничения режима поставки тепловой энергии в отношении ООО «Жилкомфорт», в результате чего круг потребителей тепловой энергии ООО «Жилкомфорт», расположенный в доме по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Кувшиново, ул. Майская, д. 3, получающий ее в качестве коммунальной услуги горячего водоснабжения и не имеющий задолженности по оплате, на указанный период времени был ограничен в получении соответствующих услуг.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе такие как экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

МУП ЖКХ «Федотово», осуществив соответствующие действия, вышло за допустимые пределы реализации своих гражданских прав на введение ограничения поставки энергии потребителю, в связи с чем данные действия были квалифицированы Комиссией Управления как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Применяя такую меру воздействия на должника, как ограничение поставки тепловой энергии МУП ЖКХ «Федотово» было обязано исключить нарушение прав лиц - добросовестных плательщиков, являющихся потребителями поставляемой тепловой энергии. При этом, для соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга потребителей у сторон – МУП ЖКХ «Федотово» и ООО «Жилкомфорт», оставалась законная последовательная перспектива разрешения возникших разногласий в судебном порядке.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения данного дела, МУП ЖКХ «Федотово» обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к ООО «Жилкомфорт» о взыскании задолженности за тепловую энергию, в результате чего спор был разрешен, денежные средства с ООО «Жилкомфорт» в пользу МУП ЖКХ «Федотово» взысканы, а основания, послужившие поводом к введению ограничения поставки тепловой энергии со стороны МУП ЖКХ «Федотово», отпали.

МУП ЖКХ «Федотово» с октября 2016 года и по настоящее время больше не использовало механизм введения ограничения поставки тепловой энергии как основной способ воздействия на своевременную оплату ресурса и придерживается политики решения вопросов по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке.

Кроме того, в феврале 2018 года Управлением закончено рассмотрение трех дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Ростелеком».

Ранее данные дела были возбуждены по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Заявители жаловались на изменение условий тарификации услуг местной телефонной связи и на ограничение услуг местной телефонной связи.

В действиях ПАО «Ростелеком» состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено не было.

Не менее важным направлением деятельности отдела является осуществление контроля за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим, газораспределительным сетям, сетям теплоснабжения и водоснабжения.

Ответственность за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) установлена статьей 9.21 КоАП РФ – и предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей,  на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей;

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей, на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

За 2017 год общая сумма штрафов, наложенных по статье 9.21 КоАП составила 2 млн. руб., из которых взыскано 1.75 млн. руб.

В рассматриваемом 1 квартале 2018 года штрафов в рамках статьи 9.21 Управлением пока не накладывалось, поскольку в зимний период наблюдается уменьшение жалоб на нарушение сетевыми компаниями правил недискриминационного доступа к ресурсам. По имеющейся в Управлении статистике, рост жалоб на нарушение недискриминационного доступа например к электрическим сетям, наблюдается в весенний период и достигает роста в летний.

В январе-февраля 2018 года Управлением проведена плановая проверка МУП «Вологдагортеплосеть».

Предметом проверки являлось соблюдение требований антимонопольного законодательства, а именно: положений Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.

По результатам проверки нарушений в действиях МУП «Вологдагортеплосеть» не установлено.

В настоящее время отделом контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа проводятся следующие анализы состояния конкуренции на следующих товарных рынках: тепловой энергии, электрической энергии и рынок нефтепродуктов. Результаты состояния данных рынков будут известны к концу первого полугодия 2018 года.

 

3. Отдел контроля органов власти и закупок

 

Одним из направлений деятельности отдела контроля органов власти и закупок является контроль за органами власти по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Антимонопольные требования, устанавливающие запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения или согласованные действия, а также антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений и особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, установлены статьями 15, 16, 17 и 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По указанным основаниям за истекший период 2018 года на рассмотрение в Управление поступило:

-по статье 15 Закона о защите конкуренции – 5 заявления и материалов;

-по статье 17 Закона о защите конкуренции – 7 заявлений и материалов.

Дополнительно 5 заявлений и материалов по признакам нарушений требований федерального законодательства, поступивших в Управление для рассмотрения, были перенаправлены по подведомственности в другие территориальные органы ФАС России и иные контрольно-надзорные органы.

По результатам рассмотрения указанных заявлений приняты следующие решения:

-по статье 15 Закона о защите конкуренции: одно решение об отказе в возбуждении дела, одно решение об оставлении без рассмотрения (ввиду отсутствия описания нарушения), два заявления находятся на стадии рассмотрения с целью получения доказательств, по одному заявлению принято решение и вынесено предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

-по статье 17 Закона о защите конкуренции: одно решение об отказе в возбуждении дела, два решения об оставлении без рассмотрения (ввиду отсутствия описания нарушения), три заявления находятся на стадии рассмотрения с целью получения доказательств.

За истекший период 2018 года по результатам рассмотрения заявлений по признакам нарушений антимонопольного законодательства, поступивших в 2017 году, Управлением были возбуждены следующие дела:

-по статье 15 одно дело в отношении Администрации города Вологды;

-по статье 17 одно дело в отношении казенного учреждения «Центр обеспечения региональной безопасности»;

-по статье 17.1. одно дело в отношении Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района;

-по статье 11 одно дело в отношении ПАО «Ростелеком» и ЗАО «ТЕХНОСЕВРЪ А/С».

По существу, выявленных нарушений антимонопольного законодательства, отметим следующее:

  1. В адрес Главы города Вологды, председателя Вологодской городской Думы внесено предостережение в связи с тем, что Вологодской городской Думой планируется принятие решения «О внесении изменений в решение Вологодской городской  Думы от 30 сентября 2011 года № 722 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории муниципального образования «Город Вологда», которым предусмотрено установление оснований для размещения нестационарных торговых объектов на условия заключения договора о размещении и платности.

Управление считает, что проект муниципального правового акта будет противоречить нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Анализ требований Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что при использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов и иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления ограничены в своих полномочиях. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по нормативно-правовому регулированию данных отношений. Органы местного самоуправления не имеют право принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие положения, порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению, в том числе по заключению договоров о размещении, установлению платности и выдачи каких-либо разрешений на данные объекты.

Таким образом, проект решения Вологодской городской  Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской  Думы от 30 сентября 2011 года                     № 722 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории муниципального образования «Город Вологда» не соответствует федеральному законодательству и его принятие будет способствовать нарушению прав организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической (предпринимательской) деятельности.

  1. В отношении Администрации города Вологды возбуждено дело по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в бездействие Администрации города Вологды по принятию мер в отношении ЗАО «Вторресурсы» в связи с неисполнением последним обязательств по Концессионному соглашению в отношении полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в урочище Пасынково Вологодского района от 22.09.2011, что создает условия для предоставления преимущества ЗАО «Вторресурсы».

По условиям Концессионного соглашения Концессионер (ЗАО «Вторресурсы») обязуется за свой счет завершить строительство полигона твердых бытовых отходов в урочище Пасынково Вологодского района, право собственности на который будет принадлежать Концеденту (муниципальному образованию «Город Вологда»), и осуществлять утилизацию (захоронение) отходов с использованием полигона, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением права владения и пользования полигоном для осуществления указанной деятельности.

Обязательства по концессионному соглашению в установленные сроки со стороны Концессионера (ЗАО «Вторресурсы») не выполнены.

Установив указанные обстоятельства дела, Управление приходит к выводу о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Вологды.

  1. В отношении казенного учреждения «Центр обеспечения региональной безопасности» дело возбуждено по части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции» в связи с объединением в составе одной закупки требований по созданию «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» для пилотных муниципальных образований Вологодской области: города Вологды, города Череповца и Вытегорского муниципального района» (далее – АПК «Безопасный город» в различных муниципальных образованиях и по проектированию АПК «Безопасный город», которые различны по технологическим и функциональным характеристикам, что влечет за собой ограничение конкуренции при проведении открытого конкурса ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в указанной закупке.

Данным учреждением был проведен открытый конкурс на создание АПК «Безопасный город». Начальная (максимальная) цена контракта составила 809 703 250 (Восемьсот девять миллионов семьсот три тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек. Конкурсной документацией предусмотрены обязательства Подрядчика по исполнению государственного контракта на создание АПК «Безопасный город» и включены работы по техническому и рабочему проектированию (разработка технорабочего проекта), по поставке оборудования и программного обеспечения, по проведению пуско-наладочных работ, по организации канала передачи данных и другие работы, что не допустимо в силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  1. По пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции возбуждено дело в отношении ПАО «Ростелеком» и ЗАО «ТЕХНОСЕВРЪ А/С».

Согласно данной норме Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Как отмечено выше, казенным учреждением «Центр обеспечения региональной безопасности» (далее – КУ ВО «ЦОРБ») был проведен открытый конкурс на создание автоматизированной системы «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» для пилотных муниципальных образований Вологодской области: города Вологды, города Череповца и Вытегорского муниципального района». Начальная (максимальная) цена контракта составила 809 703 250 (Восемьсот девять миллионов семьсот три тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек.

В ходе проведения открытого конкурса поступило 2 заявки: от ПАО «Ростелеком» с ценой контракта в размере 809 693 250,00 рублей и от ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С» с ценой контракта в размере 809 703 250,00 рублей. Обе заявки были допущены к участию в конкурсе.

29.01.2016 состоялось рассмотрение заявок по результатам которого победителем было признано ПАО «Ростелеком».

10.02.2016 состоялось заключение государственного контракта между КУ ВО «ЦОРБ» и ПАО «Ростелеком». Цена контракта составила 809 693 250,00 рублей.

ПАО «Ростелеком» с учетом заключенного государственного контракта в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проведен запрос предложений в электронной форме, при этом начальная (максимальная) цена договора составила 514 422 582 (Пятьсот четырнадцать миллионов четыреста двадцать две тысячи пятьсот восемьдесят два) рубля 00 копеек.

По результатам закупки 06.04.2016 договор на создание АПК «Безопасный город» был заключен с ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С» на сумму 482 837 035 (Четыреста восемьдесят два миллиона восемьсот тридцать семь тысяч тридцать пять) рублей 45 копеек.

При сравнении технических заданий КУ ВО «ЦОРБ» и ПАО «Ростелеком» установлена их идентичность.

В материалах дела Управления имеется ценовое предложение ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С», адресованное ПАО «Ростелеком», согласно которому ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С» предлагает выполнить работы на сумму 521 213 044,00 (Пятьсот двадцать один миллион двести тринадцать тысяч сорок четыре) рубля 00 копеек.

При этом ранее при проведении КУ ВО «ЦОРБ» открытого конкурса ценовое предложение ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С» составляло 809 703 250,00 (Восемьсот девять миллионов семьсот три тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек.

Разница между двумя ценовыми предложениями составляет 288 490 206,00 (Двести восемьдесят восемь миллионов четыреста девяносто тысяч двести шесть) рублей 00 копеек.

Государственный контракт между КУ ВО «ЦОРБ» и ПАО «Ростелеком» был заключен на сумму 809 693 250,00 (Восемьсот девять миллионов шестьсот девяносто три тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек,  договор между ПАО «Ростелеком» и ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С» заключен на сумму 482 837 035 (Четыреста восемьдесят два миллиона восемьсот тридцать семь тысяч тридцать пять) рублей 45 копеек, а разница между стоимостью государственного контракта и договора по выполнению идентичных работ составила 326 856 214,55 (Триста двадцать шесть миллионов восемьсот пятьдесят шесть тысяч двести четырнадцать) рублей 55 копеек.

С учетом изложенных обстоятельств в действиях ПАО «Ростелеком» и ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С» усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

  1.  В отношении Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района возбуждено дело по статье 17.1. Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении информации, поступившей из органов прокуратуры, было установлено, что Управлением муниципальной собственности Шекснинского муниципального района заключались договоры аренды полигона ТБО.

Управлением муниципальной собственности Шекснинского муниципального района в период с 27.06.2017 г. по 31.01.2018 неоднократно продлевался договор аренды полигона ТБО, заключенный с ОАО «Шексна-Теплосеть».

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно части 3 статьи 610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Следовательно, договоры передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенные в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не могут быть продлены на основании пункта 2 статьи 621 ГК РФ, а также части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Оценив данные обстоятельства Управление считает, что в действиях Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

В рамках статьи 18.1. Закона о защите конкуренции, которой устанавливается порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, в Управление поступило 7 жалоб об оспаривании торгов (торги по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Отделом контроля органов власти и закупок рассмотрены данные жалобы и приняты соответствующие решения: 6 жалоб оставлены без рассмотрения, так как заявление не соответствовали требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и поставленные вопросы в жалобах выходили за рамки компетенции антимонопольного органа, 1 жалоба была рассмотрена и признана необоснованной.

 

За истекший период 2018 года в соответствии с Порядком ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, утвержденным приказ ФАС России от 14.04.2015 № 247/15, рассмотрено 2 заявления о включении в реестр недобросовестных участников аукциона.

Одно заявление оставлено без рассмотрения в связи с тем, что заявление не соответствовало установленным требованиям.

По одному заявлению принято решение о включении в реестр недобросовестных участников

В 2017 году организатором торгов был объявлен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка государственная собственность на который не разграничена.

Аукционная документация, проект договора, информационное сообщение, постановление о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды, были размещены на официальном сайте http://torgi.gov.ru/.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе участниками аукциона были признаны два физических лица: гр. Б. и гр. К.

Согласно протолку о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 06.12.2017 г. победителем аукциона признан гр. Б.

12 декабря 2017 года по электронной почте сопроводительным письмом был направлен проект договора аренды земельного участка.

Комиссией Управления установлено что, в адрес организатора торгов письменный отказ от гр. Б. не поступал, также организатору торгов не поступили подписанные гр. Б. проекты договора аренды земельного участка.

15.01.2018 г.  в адрес Администрации вернулось заказное письмо (причина возврата - истек срок хранения), в котором находились проекты договоров аренды на земельный участок.

Из письменных пояснений Богданова, представленных в Управление следует, что  причиной отказа от заключения договоров аренды на земельный участок стала финансовая ситуация связанная со значительными материальными затратами. Иные доводы в письменных пояснениях гр. Б. отсутствуют.

Пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 29 настоящей статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.

Комиссия Управления, руководствуясь указанным выше Порядком, решила включить гр. Б.  в реестр недобросовестных участников аукциона.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 и пунктом 32 статьи 39.12. Земельного кодекса Российской Федерации гр. Б. в течение двух лет не имеет право участвовать в торгах по аренде и продаже земельных участков.

 

 

 

4. Правоприменительная практика по Федеральному закону № 44-ФЗ

 

Одним из основных направлений деятельности Отдела контроля органов власти и закупок является осуществление контроля за соблюдением Федерального закона № 44 «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Субъектами контроля в данном случае являются:

-заказчики,

- контрактные службы, контрактные управляющие,

- комиссии по осуществлению закупок и их члены,

-уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации,

- операторы электронных площадок.

В рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе сотрудники отдела рассматривают жалобы в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе и проводят внеплановые проверки, по основаниям, указанным в ст. 99 Закона о контрактной системе.

Так за истекший период 2018 года в отдел поступило 32 жалобы на действия субъектов контроля при проведении закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе, по итогам рассмотрения которых выявлено 4 закупки с нарушениями. Комиссией по контролю в сфере закупок выдано 3 предписания, для устранения выявленных нарушений.

Помимо рассмотрения жалоб за истекший период 2018 года отделом проведено 2 внеплановых проверки, нарушений не выявлено.

По сравнению с аналогичным периодом  2017 года количество жалоб и внеплановых проверок  уменьшилось, так же пропорционально уменьшилось и количество выявленных нарушений. Подобная тенденция говорит об относительной стабильности в понимании и правильном применении законодательства о контрактной системе, как заказчиками, так и участниками закупок, что связано, в том числе с постоянной динамичностью и развитием законодательного регулирования в данной сфере.

Управлением осуществляется работа по привлечению должностных и юридических лиц к административной ответственности. За истекший период  2018 года возбуждено 8 дел об административных правонарушениях. Дела находятся в стадии рассмотрения.

В период с 29.12.2017 г. по 11.01.2018 г. вступили в силу многочисленные изменения в законодательство Российской Федерации о контрактной системе.

1-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Возобновлено действие «блокирующего» контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд.

С 01 января 2018 года возобновлено действие положений абзаца второго пункта 14, абзаца второго пункта 15 (в части неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений) Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1367, в отношении федеральных заказчиков.

Данная категория заказчиков – заказчики, осуществляющие закупки для обеспечения федеральных нужд, не смогут размещать в единой информационной системе в сфере закупок информацию и документы, являющиеся объектом контроля, до устранения выявленных нарушений субъектами контроля – Федеральным казначейством, органами управления государственными внебюджетными фондами.

При этом «блокирующий» контроль в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, ранее был приостановлен до 01 января 2019 года (см. постановление Правительства РФ от 20.03.2017 № 315 "О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

 

2-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Приостановление проверки органами Федерального казначейства сведений, направляемых заказчиками в Реестр контрактов, продлено до 01 января 2019 года.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 1689 продлено до 01 января 2019 года приостановление действия подпункта "в" пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084 от 28 ноября 2013 г. в части проверки непротиворечивости содержащихся в представленных заказчиком информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.

Кроме того, этим же постановлением Правительства РФ до 01 января 2019 года продлено приостановление действия пунктов 2, 10, 18 и 22 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084.

Эти пункты предусматривают ведение Реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, исключительно органами Федерального казначейства.

До 01 января 2019 года допускается ведение такого Реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие гостайну, Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления.

 

3-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Изменён порядок рассмотрения контрольными органами обращений физических лиц, в том числе жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок, контрактной службы, контрактного управляющего.

С 11.01.2018 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" статья 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополняется частью 15.1.

Данная норма устанавливает новый порядок рассмотрения обращений любых физических лиц (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть индивидуальных предпринимателей) контрольными органами в сфере закупок:

- обращение с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

То есть если физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (например, у физического лица отсутствует лицензия, членство в СРО, государственная аккредитация и т.п.), то жалоба такого физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок в порядке главы 6 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Такие обращения физических лиц (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) рассматриваются с 11.01.2018 г. контрольным органом в сфере закупок в общем порядке рассмотрения обращения граждан.

Обращаем внимание читателей на то, что данная поправка касается только жалоб физических лиц, не соответствующих требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Поэтому на ситуацию с так называемыми «профессиональными жалобщиками», которые не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и подают жалобы от имени юридических лиц, фактически не осуществляющих никакой предпринимательской деятельности, не влияют.

 

2-й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ.

1-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Снят запрет на так называемое "необъективное описание объекта закупки" и на указание в описании объекта закупки товарного знака при поставке товаров, если такое указание на товарный знак сопровождается фразой «или эквивалент».

С 11.01.2018 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изложен в новой редакции пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как видно из содержания новой редакции этой нормы закона, она содержит следующие существенные изменения:

1. Из Закона № 44-ФЗ о контрактной системе исключено требование о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

2. Разрешено при описании объекта закупки указывать товарный знак конкретного производителя при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент», в том числе и при поставке товара.

В ранее действующей редакции нормы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе допускалось указывать товарный знак, сопровождаемый фразой «или эквивалент» только «в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта».

Данные поправки соответствуют интересам заказчиков, поскольку исключают возможность произвольного вменения контрольным органом в сфере закупок заказчиком «нарушения правил объективного описания объекта закупки».

С 11.01.2018 г. контрольные органы в сфере закупок и податели жалоб будут обязаны устанавливать и доказывать конкретные нарушения правил описания объекта закупки, а не просто декларировать, что описание объекта закупки не носит объективного характера.

 

2-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Вступили в силу особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С 01 января 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Данное постановление издано в рамках реализации части 5 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и устанавливает сведения, которые заказчики обязаны и вправе указывать при описании лекарственных препаратов в документации о закупке помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Кроме того, предусмотрен запрет на описание характеристик лекарственных препаратов, содержащихся в инструкциях по применению этих лекарственных препаратов и указывающих на конкретных производителей лекарственных препаратов.

 

3-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ

1-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Государственные и муниципальные заказчики с 01.01.2018 г. вправе заключать государственные и муниципальные контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств.

С 01.01.2018 г. Федеральным законом от 18.07.2017 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изложен в новой редакции пункт 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно новой редакции этой нормы Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом (решением) о бюджете в размере, не превышающем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет в порядке, установленном финансовым органом.

 

2-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Заказчики в случае отказа от заключения контракта с победителем процедуры закупки по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, с 11.01.2018 г. получают право на заключение контракта со следующим участником закупки.

С 11.01.2018 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вводится в действие новая редакция части 11 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Данная норма устанавливает право заказчика в случае отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.

При этом такой контракт заключается в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.

Однако, победитель закупки, с которым заказчик отказался заключить контракт по основаниям, указанным в части 9 и пункте 1 части 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, не считается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, сведения о нём не направляются в ФАС для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Единственным исключением является отказ заказчика от заключения контракта по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. В этом случае победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта, и информация о нём подлежит направлению в ФАС России и её территориальные органы для решения вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков.

Сама процедура отказа от заключения контракта не изменилась:

- заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

 

3-Е ИЗМЕНЕНИЕ: С 01.01.2018 г. вступил в силу приказ Минздрава России об утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения.

08 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru был опубликован Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 870н "Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2017 № 49149).

Данный приказ вступает в силу с 01 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, типовые контракты подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в ЕИС или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в ЕИС извещения о закупке, заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт.

По состоянию на дату написания настоящего обзора – 08 января 2018 г. типовой контракт, утверждённый указанным приказом Минздрава России, в единой информационной системе не размещён (см. «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов» в ЕИС по адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/btk/quicksearch/search.html ) и в связи с этим в настоящее время не подлежит применению заказчиками.

4-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Ввод в действие новых требований к банковским гарантиям, используемым в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, перенесён на 01 июня 2018 года.

В настоящее время заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Предполагалось, что с Нового года Министерство финансов РФ будет вести отдельный перечень банков, уполномоченных выдавать банковские гарантии в рамках контрактной системы. Для этого законодателем была разработана новая редакция части 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, а сама статья 45 дополняется частями 1.1 и 1.2.

Однако, Федеральным законом от 29.12.2017 N 475-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившем в силу в этой части 29.12.2017 г., начало действия указанных норм было перенесено на 01 июня 2018 года.

 

4-й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, УКЛОНИВШИХСЯ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА, В ФАС ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ВКЛЮЧЕНИИ УКАЗАННЫХ ЛИЦ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ.

С 11.01.2018 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изложены в новой редакции пункт 2 части 3 и часть 4 статьи 104 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

- 1-е изменение: в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц (новая редакция пункта 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ);

- 2-е изменение: обязанность заказчика направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта участнике закупки теперь не увязана с заключением контракта заказчиком со следующим участником (новая редакция части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).

В действующей редакции этой нормы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчик обязан направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта победителе процедуры закупки только в случае «если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер».

Однако, для следующего участника закупки заключение контракта с заказчиком является правом, а не обязанностью.

В результате победитель процедуры закупки, уклонившийся от заключения контракта, фактически мог избежать включения в Реестр недобросовестных поставщиков в случае отказа следующего участника от подписания контракта с заказчиком (пояснение: в связи с тем, что для следующего участника закупки заключение контракта является правом, а не обязанностью).

С 11.01.2018 г. данный пробел в действующем законодательстве о контрактной системе закрывается.

 

5-й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ).

Появились новые основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Заключение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления контрактов на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий юридическими лицами, признаваемыми в соответствии с законодательством РФ кредитными рейтинговыми агентствами, а также иностранными юридическими лицами, осуществляющими рейтинговые действия за пределами территории РФ.

(п. 53 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе введен с 29.12.2017 г. Федеральным законом от 29.12.2017 № 475-ФЗ);

2. Осуществление закупки работ по модернизации федеральных государственных информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания РФ и услуг по сопровождению таких систем.

(п. 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе введен с 29.12.2017 г. Федеральным законом от 29.12.2017 № 475-ФЗ);

3. Оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе изложен в новой редакции с 31.12.2017 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ).

При осуществлении данных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не обязан составлять отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также письменно обосновывать цену заключаемого контракта.

Также с 11.01.2018 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 506-ФЗ в пунктах 38 и 39 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контраткной системе внесены терминологические правки в данные основания закупки у единственного поставщика: фраза "жилье экономического класса" заменена фразой "стандартное жильё".

Кроме того, с 31.12.2017 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ признан утратившим силу пункт 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

43) осуществление субъектами Российской Федерации за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в соответствии со статьей 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", закупки работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации;

 

6-й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК

1-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Изменения в порядке планирования закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

С 01.01.2018 года вступила в силу новая редакция пункта 3 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.

Данная норма возлагает на заказчика обязанность указывать в плане закупок ОТДЕЛЬНЫМИ СТРОКАМИ итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах (в случае если закупки планируется осуществить по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

При этом согласно примечанию «***» к самой форме плана закупок информация об объеме финансового обеспечения:

1) по коду бюджетной классификации вносится государственными и муниципальными заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов;

2) по соглашению о предоставлении субсидии из средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) вносится государственными унитарными предприятиями, собственником имущества которых является субъект Российской Федерации (муниципальными унитарными предприятиями), осуществляющими закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), в разрезе каждого соглашения о предоставлении субсидии из средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

Информация об объеме финансового обеспечения по соглашению о предоставлении субсидии из средств соответствующего бюджета НЕ ВНОСИТСЯ бюджетными и автономными учреждениями, созданными субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Также с 01.01.2018 г. вступила в силу новая редакция пункта 13 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

Данная норма обязывает заказчиков, осуществляющих закупки для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд, включать в обоснование к плану-графику закупок обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии).

 

2-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Изменения в порядке планирования закупок для обеспечения федеральных нужд.

С 01.01.2018 года вступила в силу новая редакция пункта 3 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552.

Данная норма возлагает на заказчика обязанность указывать в плане закупок ОТДЕЛЬНЫМИ СТРОКАМИ итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах (в случае если закупки планируется осуществить по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

При этом согласно примечанию «***» к самой форме плана закупок информация об объеме финансового обеспечения:

1) по коду бюджетной классификации вносится государственными заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения федеральных нужд, в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов.;

2) по соглашению о предоставлении субсидии из средств федерального бюджета вносится федеральными государственными унитарными предприятиями, осуществляющими закупки для обеспечения федеральных нужд, в разрезе каждого соглашения о предоставлении субсидии из средств федерального бюджета.

Информация об объеме финансового обеспечения по соглашению о предоставлении субсидии из средств федерального бюджета НЕ ВНОСИТСЯ федеральными бюджетными и автономными учреждениями.

Также с 01.01.2018 г. вступила в силу новая редакция пункта 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553.

Данная норма обязывает заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд, включать в обоснование к плану-графику закупок обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии).

 

7-й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ПРОЧИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Среди прочих изменений законодательства РФ о контрактной системе следует отметить следующие:

 

1-е изменение:

Федеральным законом от 29.12.2017 № 475-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьей 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 29.12.2017 г. из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе закупки товаров, работ, услуг, связанных с созданием и функционированием средств связи и информационных технологий в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (см. новую редакцию пункта 8 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

 

2-е изменение:

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 442 с 01.01.2018 г. возобновляется действие пункта 2 Правил ведения реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. № 231.

Таким образом, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ.

Данный реестр доступен в ЕИС по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/rep/quicksearch/search.html

 

3-е изменение:

С 01 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно указанным изменениям, запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств, с 01.01.2018 г. не распространяется на программное обеспечение, включенное в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.

То есть для обеспечения соблюдения запрета на закупку иностранного программного обеспечения и баз данных теперь ведутся два реестра:

1) реестр российского программного обеспечения;

2) реестр евразийского программного обеспечения.

Также в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" введены пункты 2(1) и 2(2), которые раскрывают понятие программного обеспечения и порядок подтверждения происхождения программного обеспечения из Российской Федерации и государств - членов Евразийского экономического союза для соблюдения данного запрета.

 

4-е изменение:

С 01 января 2018 года вступили в силу подпункт "д" пункта 10 и подпункт "б" пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 14.

В Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ведущемся в ЕИС (далее по тексту – Каталог), появится справочная информация:

- коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

- информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии).

В случае, если в Каталоге содержится описание товара, работы, услуги в данное описание должна включаться в том числе и информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах и национальных стандартах.

При этом, если заказчик при описании объекта закупки указывает в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены позицией Каталога, то с 01.01.2018 г. на него возлагается дополнительная обязанность:

- в случае предоставления иной и дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

 

 

 

 

Приложенные файлы
Презентация_16_марта_2018-1527244401.ppt (3,1 МБ)
Наверх