Доклад Вологодского УФАС России для публичных обсуждений правоприменительной практики за 2022 год
01 декабря 2022, 11:23
Тип документа:
Доклады

 

Доклад Вологодского УФАС России для  публичных обсуждений правоприменительной практики за 2022 год

 

Отдел контроля антимонопольного законодательства и рекламы

 

Статистические данные за 2021 год и текущий период 2022 года

 

  1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе на товарных рынках

 

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (статья 10 Закона о защите конкуренции)

 

В первом полугодии 2022 года Управлением рассмотрено 159 заявлений физических и юридических лиц в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках оказания услуг электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, связи, жилищно-коммунального хозяйства и других.

По всем из них отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из 159 заявлений 9 поступило на субъекты естественных монополий, 150 – на прочие хозяйствующие субъекты.

В заявлениях указаны следующие нарушения: 135 – установление и поддержание монопольно высокой цены товара; 5 – навязывание невыгодных условий договора; 3 – необоснованное прекращение производства товара; 4 – необоснованный отказ от заключения договора; 3 – нарушение порядка ценообразования; 9 – прочие нарушения.

В 3 случаях Управлением на основании статьи 25.7 Федерального закона от 23.06.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам направлялись предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе должностному лицу ПК «ВМК» в связи с многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросу повышения цен на молочную продукцию.

Предупреждения в текущем периоде 2022 года не выдавались.

В 2022 году Управлением возбуждено и рассмотрено 1 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением Вологодского УФАС России от 08.09.2022 по делу № 035/01/10-282/2022 ООО «АкваЛайн» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении своим доминирующем положении на товарном рынке оказания услуг по обращению с ТКО в Восточной зоне Вологодской области, в издании приказа от 19.10.2021 № 13/01А1 и, как следствие, доначислении в расчетные периоды, начиная с октября 2021 года, потребителям – физическим лицам (с кем договоры заключены напрямую) в платежных документах, а также юридическим лицам (управляющим организациям, товариществам собственников жилья и другим), действующих в интересах жителей многоквартирных домов, путем выставления корректировочных счетов-фактур платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за 2019 год. Предписание не выдавалось.

Решение ООО «АкваЛайн» не обжаловано.

 

Товарные рынки

 

В 2022 году в соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках за 2021 г. Вологодским УФАС России проанализировано состояние конкуренции на следующих товарных рынках, расположенных на территории Вологодской области:

А) на рынках тепловой энергии на территории г. Вологды и г. Череповца Вологодской области  (период исследования -  2021 г.)

Рынки теплоэнергии в соответствующих географических границах в г. Вологде (35 рынков, 28 продавцов) и в г. Череповце (11 рынков, 10 продавцов) являются неконкурентными. При этом данные рынки относятся к следующему виду рынков (по уровню развития конкуренции) – рынки с неразвитой конкуренцией.

Б) на розничных рынках электроэнергии на территории Вологодской области (период исследования - 2021 г.)

В 2021 г. произошли изменения среди продавцов на данном рынке: 

прекратила осуществлять деятельность по сбыту электроэнергии в Вологодской области 1 организация.

начали осуществлять деятельность по сбыту электроэнергии в Вологодской области 7 организаций.

За 2021 г. выявлено 28 местных розничных рынков электрической энергии (мощности) в границах территорий муниципальных образований, в т.ч. муниципальных районов  Вологодской области и городов, и выявлено 20 продавцов электроэнергии. Доли более 50% на данных рынках в соответствующих географических границах выявлены у 4 продавцов.

На территории 3-х муниципальных районов Вологодской области: Грязовецкого, Чагодощенского и  Шекснинского районов отсутствуют продавцы электроэнергии с долей более 50% (в 2020 г.  таких районов было 2 единицы: Грязовецкий  и  Шекснинский районы).

Уровень концентрации рынков электроэнергии в Вологодской области  (уровень - высокий) сохранился в 2021 г.

Но по количеству рынков (на которых вышеперечисленные продавцы электроэнергии доминируют)  ситуация изменилась, количество таких рынков снизилось:  в 2020 г. – было 26  районов, а в 2021 г. – 24  районов.

В 2021 г. гарантирующий поставщик электроэнергии  не увеличил количество местных розничных рынков электроэнергии, на которых он занимал долю более 50%  (19 рынков).

Таким образом, количество монополизированных рынков электроэнергии в Вологодской области в  2021 г. уменьшилось.

В) на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Вологодской области (период исследования -  2021 г.)

На территории Вологодской области определены два рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО с географическими границами: Западная и Восточная зона ответственности.

ООО «АкваЛайн» в качестве регионального оператора осуществляет свою деятельность в 16 муниципальных образованиях Вологодской области.

ООО «Чистый След» в качестве регионального оператора осуществляет свою деятельность в 11 муниципальных образованиях Вологодской области.

В рамках своей деятельности региональные операторы (ООО «АкваЛайн» и ООО «Чистый след») заключили договоры с хозяйствующими субъектами – операторами, оказывающими услуги по сбору и транспортированию ТКО:

- в Восточной зоне ответственности регионального оператора ООО «АкваЛайн» - с 9 хозсубъектами

- в Западной зоне ответственности регионального оператора  ООО «Чистый след»» - с 9 хозсубъектами.

По результатам исследования рынков выявлено, что в Восточной и Западной зонах отсутствуют продавцы услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с долей более 50%.

Рынки услуг по сбору и транспортированию ТКО в установленных географических границах имеют умеренные уровни концентрации и относятся к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.

Г) на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Вологодской области (период исследования -  2021 г.)

Выявлено 69 локальных розничных рынков автобензинов (Аи-92 -33 рынка, Аи-95 -31 рынок, Аи-98 -5 рынков) и  33 локальных розничных рынка дизельного топлива.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» занимает долю более 50 % на следующих рынках:

 - на 53 локальных розничных рынках автомобильных бензинов (Аи-92 -23 рынка, Аи-95 -25 рынков, Аи-98 -5 рынков (из 69 выявленных рынков на территории Вологодской области)

- на 26 локальных розничных рынках дизельного топлива (из 33 выявленных рынков на территории Вологодской области).

Данные рынки характеризуются высокими показателями концентрации, т.е. конкуренция на них не развита.

Барьеры входа на розничные рынки автомобильных бензинов являются  преодолимыми (а именно, затраты на преодоление таких барьеров оправдываются доходами), но в очень долгосрочной перспективе.

 

В рамках рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов на действия иных лиц Вологодским УФАС России в 2022 г. было проанализировано состояние конкуренции на следующих товарных рынках, расположенных на территории Вологодской области:

- рынок «услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами»

Анализ рынка проведён в связи с обращением Вологодского регионального отделения  Политической партии ЛДПР о проведении проверки обоснованности действий  ООО «АкваЛайн» по доначислению в ноябре 2021 г. гражданам сумм за оказанные в 2019 г. данным региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области. По результатам анализа состояния конкуренции установлено, что на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в географических границах Восточная часть территории Вологодской области доля у ООО "АкваЛайн» (продавец) составляет 100 %, и данная организация занимает доминирующее  положение по отношению к покупателям.

- рынок «работ по демонтажу и установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки»  в границах  16  районов Вологодской области.   Анализ рынка проведён по жалобе АО «Газпром газораспределение Вологда» на действиях недобросовестной конкуренции со стороны   ООО "Точный результат", совершённые путём выполнения работ в отношении внутриквартирного газового оборудования, находящегося в квартире у гражданки, в условиях  отсутствия заключённого с ней договора на техническое обслуживание и ремонт  внутриквартирного газового оборудования.

- рынок «комбикормов для рыб, реализуемых оптом» на территории РФ, в т.ч.  в Вологодской области. Анализ рынка проведён по жалобе ООО "Карельские рыбные заводы - Корма"  (Республика Карелия, г. Петрозаводск) на действия АО "Агентство "Сельхозкорма" (г. Вологда) о недобросовестной конкуренции на рынке комбикормов для рыб,  а именно направление партнёрам общества "Карельские рыбные заводы - Корма"  недостоверных сведений о качестве рыбных комбикормов производства ООО "Карельские рыбные заводы - Корма". 

- рынок «негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» на территории РФ, в т.ч.  в Вологодской области.  Анализ рынка проведён по жалобе ООО "Экспертная группа "Союз"  (ИНН: 3525470996,  Заявитель) на действия ООО "Экспертная группа "Союз"  (ИНН: 3525479332,  Ответчик) на действия по недобросовестной конкуренции на рынке услуг  по  экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в Вологодской области.

- рынок «услуг по управлению многоквартирными домами»  в г. Вологде. Анализ рынка проведён по жалобе ООО УК «Монолит» по факту не передачи  обществом "Коммунальщик технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом в г. Вологде (в связи с принятием решения  собственников помещений в МКД о смене управляющей компании: с ОАО "Коммунальщик" на ООО  УК «Монолит»).

- рынок «тепловой энергии» в географических границах г. Череповца. Анализ рынка проведён по жалобе жителей 7 жилых домов в Заягорбском районе г. Череповца о несоблюдении ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» условий  графика гидравлических испытаний и ремонтов тепловых сетей в 2022 году (а именно, о нарушении сроков прекращения и возобновления теплоснабжения в горячей воде в июле 2022 г.). По результатам анализа состояния конкуренции установлено, что на рынке тепловой энергии в соответствующих географических границах г. Череповца доля у ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» составляет 100%  и данная организация  занимает доминирующее положение.

 

В соответствии с поручением ФАС России о контроле за уровнем розничных и оптовых цен на нефтепродукты Управлением в течение 2021 года и в текущем периоде2022 года формируются и направляются в ФАС России:

еженедельно отчёты о розничных и оптовых ценах на автомобильные бензины и дизтопливо;

ежедневные отчёты о розничных и оптовых ценах на автомобильные бензины и дизтопливо.

 

В соответствии с поручением ФАС России о контроле за  обеспечением региона автомобильным бензинам и дизельным топливом Управлением в течение 2021 года и в текущем периоде2022 года формируются и направляются в ФАС России:

отчёты с информацией по движению автомобильного бензина и дизтоплива на нефтебазах Вологодской области.

 

Также Управление в рамках исполнения поручения ФАС России от 09.08.2022 № ВК/75150/22 с целью контроля ситуации по топливообеспечению, постоянному мониторингу цен, запасов и остатков нефтепродуктов на нефтебазах, сохранения стабильной ситуации на розничном рынке нефтепродуктов (прежде всего автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95, дизельного топлива) еженедельно по средам проводит заседания временного оперативного Штаба по топливообеспечению и мониторингу цен на нефтепродукты Вологодской области.

 

 

  1. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (статья 18.1 Закона о защите конкуренции).

В текущем периоде 2022 года Управлением рассмотрено 12 жалоб на действия организаторов торгов при реализации имущества должника в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве). По результатам рассмотрения по 1 жалобе принято решения о признании жалобы обоснованной, выдано обязательное для исполнения предписание. Остальные жалобы признаны необоснованными.

 

  1. В 2022 году проверки в отношении субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов не проводились.

 

  1. Реализация полномочий, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях (в том числе судебная практика)

 

  Решение по делу о признании факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением является поводом для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ.

В 2022 году Управление принято 1 постановление о привлечении внешнего управляющего ООО «АкваЛайн» Бухарина С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ. Общий размер административных штрафа составил 20 тысяч рублей. Постановление вступило в законную силу, срок его исполнения истекает в январе 2023 года.

 

Привлечение к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися является основанием для привлечения организаторов торгов к ответственности по статье 7.32.4 КоАП РФ.

В текущем периоде 2022 года рассмотрено 2 дела об административном правонарушении.

В первом случае организатор торгов признан виновными в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей. Постановление обжаловано, судами трех инстанций оставлено без изменений, оплачено в полном объеме.

Во втором случае организатору торгов штраф заменен на предупреждение.

 

Соблюдение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям (статья 9.21 КоАП РФ)

 

В текущем периоде 2022 года Управлением возбуждено 25 дел об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ:

24 - в отношении сетевых компаний в связи с нарушениями ими Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Наиболее распространенным нарушением остается нарушение сетевой организацией срока осуществления мероприятий по подключению к электрическим сетям.

Вынесено 15 постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.21 КоАП РФ, на общую сумму 1460 тысяч рублей. По остальным делам об административном правонарушении производство по делу прекращено;

1 – на основании материалов проверки в отношении МУП «Коммунальные системы» в связи с нарушением Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115  при выдаче технических условий на проектирование тепловой сети и размещение узла учета тепловой энергии к магазину, расположенному по адресу: Вологодская область,              г. Сокол, ул. Кирова, д. 17 А.

В данном случае Управлением штраф заменен на предупреждение. Постановление не обжаловано.

Наверх