Доклад Вологодского УФАС России для публичных обсуждений правоприменительной практики за 2022 год. Отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли
22 ноября 2022, 10:44
Тип документа:
Доклады

Доклад для публичных обсуждений

(отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли)

 

        

           В истекшем периоде 2022 года в Управление поступило 44 заявления о признаках нарушения ст. ст. 14.1-14.8 (действия недобросовестной конкуренции) Закона о защите конкуренции.

            В истекшем периоде 2022 года  в связи с обнаружением признаков нарушения ст.ст. 14.1, 14.8 Закона о защите конкуренции Управлением хозяйствующим субъектам выдано 4 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрено 3 дела по ст.14.8 Закона о защите конкуренции.

 

            В качестве примеров выданных предупреждений можно привести следующие.

 

            Так, в Управление поступило   заявление ООО «Информ-Курьер»  на действия АО «Почта России» в лице УФПС Вологодской области.

           В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.          

Управлением установлено следующее.

ООО «Информ-Курьер» является оператором почтовой связи и оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии № 135585 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ от 16.09.2015 на товарном рынке услуг почтовой связи. Аналогичный вид деятельности осуществляет  АО «Почта России» УФПС Вологодской области. Таким образом, ООО «Информ-Курьер» и АО «Почта России» УФПС Вологодской области обладают признаками хозяйствующих субъектов-конкурентов на товарном рынке услуг почтовой связи общего пользования в географических границах Российской Федерации, в том числе в Вологодской области.

ООО «Информ-Курьер» от заказчиков услуг почтовой связи стало известно о распространении в конце 2021 года АО «Почта России» УФПС Вологодской области письма от с несоответствующей действительности информацией, вводящей в заблуждение пользователей услуг почтовой связи относительно полномочий и возможностей оказания операторами услуг почтовой связи, в том числе ООО «Информ-Курьер», соответствующих услуг за пределами Вологодской области.

Так, в данном письме адресованного директору производственного отделения «Череповецкие электрические сети (ЧЭС) ПАО «Россети Северо-Запад» АО «Почта России» УФПС Вологодской области в частности указывает, что операторы или организации почтовой связи, за исключением АО «Почта России» (организация федеральной почтовой связи),  не могут осуществлять пересылку почтовой корреспонденции по территории РФ в связи с тем, что в соответствии с их лицензией территория оказания услуг связи ограничена, как правило, территорией субъекта РФ.

Дальнейшая пересылка корреспонденции за пределы субъекта РФ такими юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями осуществляется с использованием ресурсов  организаций федеральной почтовой связи.

 Вместе с тем, в соответствии с лицензией на оказание услуг почтовой связи от 16.09.2015 выданной ООО «Информ-Курьер» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ территорий действия лицензии является территория Российской Федерации. Таким образом, ООО «Информ-Курьер» вправе оказывать услуги почтовой связи на территории всей Российской Федерации. В соответствии с представленной информацией и документами ООО «Информ-Курьер» ведет свою деятельность не только на территории Вологодской области.

В соответствии с информацией и документами, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок  https://zakupki.gov.ru ООО «Информ-Курьер» оказывает услуги почтовой связи на территории Архангельской области. Так, в соответствии с одним из государственных контрактов ООО «Информ-Курьер» оказывало услуги почтовой связи УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в соответствии с другим государственным контрактом ООО «Информ-Курьер» оказывало услуги почтовой связи Управлению Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Также ООО «Информ-Курьер» заключает межоператорские договоры на оказание почтовых услуг по обработке, пересылке и доставке (вручении) почтовой корреспонденции на территории иных регионов РФ.

Управление полагает, что информация, ставящая под сомнение полномочия и возможности оказания операторами услуг почтовой связи, в том числе ООО «Информ-Курьер», соответствующих услуг за пределами Вологодской области, указанная АО «Почта России» УФПС Вологодской области в письме адресованная директору производственного отделения «Череповецкие электрические сети (ЧЭС) ПАО «Россети Северо-Запад» носит неподтвержденный характер.

 Доказательства невозможности полноценного оказания операторами услуг почтовой связи, в том числе ООО «Информ-Курьер»,  соответствующих услуг за пределами Вологодской области отсутствуют, какой-либо анализ по реализации организациями почтовой связи таких услуг  АО «Почта России» УФПС Вологодской области не проводился.

  Указанная информация вводит в заблуждение потребителей услуг, почтовой связи включая производственное отделение «Череповецкие электрические сети (ЧЭС) ПАО «Россети Северо-Запад». Получив данную информацию, у потребителей услуг может создаться ложное восприятие о возможности полноценного оказания за пределами территории Вологодской области услуг почтовой связи исключительно АО «Почта России» УФПС Вологодской области, а не иными операторами почтовой связи, в том числе ООО «Информ-Курьер».

   При таких обстоятельствах действия АО «Почта России» УФПС Вологодской области в рассматриваемом случае обладают признаками недобросовестной конкуренции, поскольку направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что может нанести вред деловой репутации ООО «Информ-Курьер» и причинить убытки.

    Вологодское УФАС России в связи с наличием в  действиях АО «Почта России» УФПС Вологодской области признаков  нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.2 Закона о защите конкуренции,   выдало  АО «Почта России» УФПС Вологодской области  предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,  путем прекращения распространения в адрес потребителей услуг почтовой связи писем с недостоверной информацией относительно полномочий и возможностей оказания ООО «Информ-Курьер» услуг почтовой связи за пределами Вологодской области.

Указанное предупреждение Управления исполнено.

 

 

 В качестве примеров дел, рассмотренных Управлением по признакам недобросовестной конкуренции, можно привести следующие.

 

            В Управление поступили заявления АО «Газпром газораспределение Вологда» на действия ООО «ЛенРегионГаз».

В ходе рассмотрения заявлений были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

ООО «ЛенРегионГаз», как и АО «Газпром газораспределение Вологда», являются специализированными организациями в соответствии с Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 (далее - Правила пользования газом), которые осуществляют деятельность по ТО ВДГО и ВКГО на территории на территории Вологодской области. В соответствии с отчетом (обзором) Вологодского УФАС России  установлено, что ООО «ЛенРегионГаз» и  АО «Газпром газораспределение Вологда»  являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на товарном рынке услуг ТО ВДГО в географических границах Вологодской области, на товарном рынке услуг ТО ВКГО в географических границах г. Вологды.

Вологодским УФАС России  установлено следующее.

В соответствии с информацией и документами, представленными в Управление было установлено, что в течении марта, апреля и июня 2021 года в адрес АО «Газпром газораспределение Вологда»  поступали  аварийные заявки граждан г. Вологды о наличии запаха газа в их квартирах. Газовое оборудование, а квартирах граждан, находилось на обслуживании АО «Газпром газораспределение Вологда» согласно заключенным договорам. По приезде аварийной бригады АО «Газпром газораспределение Вологда» было установлено, что работы по ТО ВКГО в квартирах граждан осуществило ООО «ЛенРегионГаз», при этом соответствующего договора на ТО ВКГО ООО «ЛенРегионГаз» не заключало.

          В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее - Правила поставки газа), абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (подпункт «к» пункта 21).

 Пунктом 6 Правил пользования газом установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом «исполнитель» это специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В силу подпункта «г» пункта 4 Правил пользования газом безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечивается, в том числе надлежащей заменой оборудования.

Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (абзац 5 пункт 10 Правил пользования газом).

На основании пункта 16 Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Согласно требованиям пункта 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.

Требованиями п. 131 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что газоснабжение потребителя производится при условии организованного исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения.

          Договоры на ТО ВКГО заключенные гражданами г. Вологды с АО «Газпром газораспределение Вологда» не расторгались и являются действующими. В рамках Договоров на ТО ВКГО АО «Газпром газораспределение Вологда» выполняются работы по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, кроме того, осуществляется аварийно-диспетчерское обеспечение.

В силу пункта 1.5 Договоров на ТО ВКГО работы по ремонту и замене оборудования, входящего в состав ВДГО, также выполняется Обществом на основании заявок Заказчиков.

Следовательно, только АО «Газпром газораспределение Вологда» на основании Договора на ТО ВКГО обязано выполнять любые работы по ТО ВКГО, установленного в квартире  вышеуказанных граждан.

Иные лица не вправе выполнять какие-либо работы по ремонту и замене газового оборудования в отсутствие заключенных договоров на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования с абонентами.

Управлением не установлено наличие у вышеуказанных граждан договоров о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, заключенных с ООО «ЛенРегионГаз».

Таким образом, ООО «ЛенРегионГаз» в нарушение положений Правил пользования газом и Правил предоставления коммунальных услуг, а именно в отсутствие заключенных с гражданами договоров на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, представляясь исполнителем по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, провело работы по ТО ВКГО в их квартирах.

Указанными недобросовестными действиями ООО «ЛенРегионГаз» получает неправомерные доходы, чем причиняются убытки АО «Газпром газораспределение Вологда», так как все работы по техническому обслуживанию, ремонту и замене газового оборудования, принадлежащего гражданам   вправе выполнять и получать соответствующие оплаты только АО «Газпром газораспределение Вологда» согласно заключенным договорам, в связи, с чем действия ООО «ЛенРегионГаз» является недобросовестной конкуренцией в отношении АО «Газпром газораспределение Вологда».        

По результатам рассмотрения дела 24.02.2022  вышеуказанные действия ООО «ЛенРегионГаз» признаны недобросовестной конкуренцией. Также на ООО «ЛенРегионГаз» был по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ был наложен административный штраф, который уплачен.

 

        

 

Следующим важным аспектом деятельности Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов является исполнение государственной функции по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, независимо от места ее производства и способа распространения.

 

Антимонопольный орган предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами, а так же индивидуальными предпринимателями, законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдает предписания об устранении нарушений и возбуждает административное производство по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В истекшем периоде 2022 года в Управление поступило 48 обращений о признаках нарушения ФЗ «О рекламе».

В истекшем периоде 2022 года Управлением по выявленным фактам нарушения рекламного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов возбуждено 7 дел.

В рамках административного производства Управлением по ранее выявленным фактам нарушения рекламного законодательства возбуждено 4 административных дела по ч.1 ст. 14.3. КоАП РФ (нарушение  законодательства о рекламе).

 

В качестве примеров дел, рассмотренных в отчетном периоде можно привести следующие.

         

          1). 08.04.2022 г. на телефонный номер (номер)  принадлежащий гражданину К. поступил звонок рекламного характера с номера (номер), принадлежащего индивидуальному предпринимателю следующего содержания «Алло. Вам одобрена кредитная карта с лимитом до одного миллиона рублей от Собанка. Кредитная история и доход не учитываются. Карта уже одобрена, ее нужно только подтвердить. Выпуск и обслуживание бесплатные. Снятие наличных без комиссий. Для того чтобы узнать одобренный лимит, нажмите 1, или 0, чтобы звонки больше не поступали». Своего согласия на получение данной рекламы гражданин не давал.

Согласно представленным ООО «Спейстел» документам абонентский номер (номер) принадлежит предпринимателю по  договору оказания услуг связи.

Согласно представленным пояснениям предприниматель  пояснил, что звонок абоненту телефонного номера (номер) был осуществлен с номера телефона (номер) зарегистрированного на предпринимателя.

 Данный телефонный звонок был совершен предпринимателем с целью озвучить рекламное предложение потенциальному клиенту. Номер телефона (номер)  был получен из открытых источников в сети «Интернет». предприниматель не имеет письменного согласиегражданина на получение рекламы.

            В силу ч. 1 ст. 18 Закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закон «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ст. 18 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

На основании ч. 7 ст. 38 Закон «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» несет предприниматель, как лицо, осуществившее фактическое доведение рекламы до сведения потребителя физического лица, которому выделен в пользование телефонный номер (номер) посредством использования телефонного номера (номер).

Согласно части 4 статьи 38 нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Комиссии Вологодского УФАС России от 25.07.2022 г. данная реклама была признана ненадлежащей.

            По выявленному факту нарушения рекламного законодательства по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ предприниматель  привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

 

 

         2). В выпуске газеты «Аргументы и факты – Вологодская область»  № 26 от 29.06.2022 была размещена реклама зрелищного мероприятия «Супермагия» с указанием категории информационной продукции «3+», не предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Согласно статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - ФЗ № 436) информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

В соответствии с положением вышеуказанной статьи зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

         В части 6 статьи 11 ФЗ № 436 указано, что до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции.         

         Согласно части 3 статьи 6 ФЗ № 436 классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

        5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 указанного ФЗ № 436.

      В соответствии со ст. 12  ФЗ № 436  обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

      1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

       2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

       3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

       4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

       5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

    В рекламном сообщении зрелищного мероприятия «Супермагия» указана возрастная категория 3+, тогда как согласно части 3 статьи 6 ФЗ № 436 классификация информационной продукции 3+ отсутствует, таким образом, возрастная категория указана неверно.

    В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

           В соответствии с материалами дела № 035/05/5-448/2022 рекламодателем зрелищного мероприятия «Супермагия» является предприниматель.

 Решением Комиссии Вологодского УФАС России № 035/05/5-448/2022 от 16.09.2022 г. данная реклама была признана ненадлежащей.       

 

Приложенные файлы
Доклад_для_публичных_обсуждений__2022_Власовверно-1669883204.docx (41,5 КБ)
Наверх