11 марта 2019 года состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Вологодского УФАС России за 1 квартал 2019 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок в режиме online-трансляции на канале YouTube.
Провел Публичные обсуждения заместитель руководителя Вологодского УФАС России Сергей Осипов.
Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Вологодское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на вопросы, поступившие до начала мероприятия.
Поскольку публичные слушания проводились в режиме online-трансляции, сбор вопросов был организован в режиме электронной связи. На слушания поступило 5 вопросов, касающиеся практики применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Вопросы с ответами приведены ниже, а также размещены в соответствующем отделе раздела «Публичные обсуждения – вопрос-ответ».
Вопросы, поступившие к публичным обсуждениям, с ответами
В Письме Минфина РФ № 24-01-07/79416 от 02.11.2018г. указано, что при заполнении отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО за 2018 год необходимо учитывать положения Федерального Закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, которые вступили в силу с 01.01.2019. Но отчет надо составлять за 2018 год, когда указанные положения в силу еще не вступили. Руководствоваться ли при заполнении отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО за 2018 год Письмом Минфина РФ № 24-01-07/79416 от 02.11.2018?
ОТВЕТ: В соответствии с Федеральным законом № 504-ФЗ от 31.12.2017 в часть 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения о том, что при расчете базы не менее 15%, которые заказчики должны разместить в течение года у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) внесены изменения. Согласно этим изменениям при расчете базы учитываются несостоявшиеся закупки у СМП и СОНКО в соответствии с п.п. 25-25.3 части 1 статьи 93.
в силу части 4 вышеуказанной статьи несостоявшиеся закупки учитываются как проведенные для вышеуказанных участников.
До 1 апреля 2019 года заказчики должны составить и разместить отчет в ЕИС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015г. № 238. Данное постановление в настоящее время не приведено в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом № 504-ФЗ. Исходя из юридической силы нормативно-правовых актов, Федеральный закон выше Постановления Правительства РФ. Поэтому при составлении отчета за 2018 год необходимо руководствоваться положениями измененного закона № 44-ФЗ. Ваше право и учитывать Письмо Минфина РФ № 24-01-07/79416 от 02.11.2018.
Вправе ли мы принять в качестве подтверждения добросовестности победителя предложенные им контракты на выполнение работ по текущему ремонту зданий и помещений, если закупка проводилась на оказание услуг по уборке помещений?
ОТВЕТ: в соответствии со статьей 37 закона № 44-ФЗ, к информации, подтверждающей добросовестность участника, закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Исходя из принципов и смысла проведения закупок, добросовестность представляется в той же сфере деятельности, в которой проводится закупка. Поэтому подтверждение добросовестности победителя на закупку услуг по уборке помещений не может быть представлена подтверждением добросовестности на выполнение работ по текущему ремонту зданий и помещений.
Каков порядок действий заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме:
- вправе ли заказчик использовать информацию, полученную из реестра лицензий при проверке сведений об участнике закупки, для отстранения участника? (Письмо МЭР № Д28и-105 от 22.01.2015 и Письмо ФАС № РП/68436/16 от 05.10.2016)
- имеет ли заказчик право требовать предоставления лицензии на момент заключения контракта?
- вправе ли заказчик отстранить участника запроса котировок в электронной форме, если сведений о нем нет в реестре лицензий, так как лицензия выдана до введения реестра в действие, а сам участник информацию о лицензии на момент заключения контракта не предоставил?
- Каков порядок отстранения победителя запроса котировок в случае, если на момент заключения контракта предоставлена несоответствующая лицензия?
- Нужно ли формировать новый протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок при отстранении победителя и как отсчитывать срок заключения контракта?
ОТВЕТ: в соответствии с п.6 части 2 статьи 82.2 Закона 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, кроме всего прочего, заказчиком устанавливаются требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 9 статьи 82.3 в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержаться информация о соответствии участника пункту 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ. Данная информация подается как декларация участника с использованием аппаратно-программных средств электронной площадки.
Требовать лицензию и иные документы о соответствии участника не разрешается. Не разрешается и требовать указанные документы и при заключении контракта.
На основании части 8 статьи 31 комиссия обязана проверить участника на соответствие пункту 1 части 1 статьи 31. С случае несоответствия участника данным требованиям отстранение участника закупки или отказ от заключения контракта с победителем, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта. Новый протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок при отстранении победителя не требуется.
Как исправить техническую ошибку в тексте заключенного контракта по результатам конкурентной процедуры?
ОТВЕТ: в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ победитель закупки в случае наличия разногласий по проекту контракта размещает на электронной площадке протокол разногласий. Указанный протокол в отношении одного контракта размещается не более одного раза. Поэтому исправить техническую ошибку в тексте заключаемого контракта можно через протокол разногласий, размещенный участником, но не заказчиком.
Если контракт заключен, исправить условия контракта возможно в случаях, установленных статьей 34 м статьей 95 закона № 44-ФЗ. Также если техническая ошибка не относится к существенным условиям контракта, ее можно исправить дополнительным соглашением.
В результате технической ошибки, между текстом контракта и техническим заданием возникли противоречия в части сроков оплаты по контракту. На что ориентироваться?
ОТВЕТ: По мнению Вологодского УФАС России, в части сроков оплаты по контракту ориентироваться необходимо на текст контракта, а не на техническое задание.