Доклад для публичных обсуждений 15 сентября 2020 года отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа за 9 месяцев 2020 года
30 августа 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Одним из важнейших направлений деятельности отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа является исполнение государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушений хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, предусмотренных статьями 10, 11, 11.1, частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Основной процент поступающих заявлений связан с признаками нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершал действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

За 9 месяцев 2020 года Управлением рассмотрено 65 заявлений физических и юридических лиц в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках оказания услуг электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, связи, жилищно-коммунального хозяйства и других.

Из них в 99 процентах случаев Управлением отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде Управлением выданы 2 предупреждения.

  1. В связи с наличием в действиях МУП ЖКХ «Федотово» ВМР, выразившихся в уклонении от заключения с собственниками жилых помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Майской п. Кувшиново Вологодского района прямых договоров на теплоснабжение, включающих оказание коммунальной услуги по отоплению и поставку тепловой энергии на подогрев воды для оказания для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Управлением названному хозяйствующему субъекту выдано предупреждение со сроком исполнения до 30.04.2020.

Предупреждение МУП ЖКХ «Федотово» ВМР в установленный срок исполнено, собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Майской п. Кувшиново Вологодского района произведены начисления за оказанные услуги за апрель 2020 года, направлены соответствующие платежные документы.

  1. Постановлением Правительства Вологодской области от 11.11.2019 № 1047 уполномоченной газоснабжающей организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории области на 2020 год определено ООО «Управление Севергаз».

В первом квартале 2020 года в Управление активно поступили заявления управляющих компаний (товариществ собственников жилья) на действия данного хозяйствующего субъекта при заключении договоров на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку.

Из данных заявлений и приложенных к ним материалов следовало, что условия договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку противоречат действующему законодательству.

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 19.12.2019 № 797-р (далее – Приказ № 794-р) на территории Вологодской области на 2020 год для ООО «Управление Севергаз» установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд в том числе из групповых резервуарных установок с учетом налога на добавленную стоимость с календарной разбивкой:

с 1 января по 30 июня – 26,35 руб. за кг,

с 1 июля по 31 декабря – 27,14 руб. за кг.

Согласно Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.08.2019 № 1072/19 (далее – Методические указания № 1072/19), реализация сжиженного газа из групповых резервуарных установок не предполагает несения абонентами – юридическими лицами (управляющим организациям, товариществам собственников жилья) транспортных расходов на доставку сжиженного газа в автоцистернах до потребителей.

Пунктом 14 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549) предусмотрено, что договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.

В связи с наличием в действиях ООО «Управление Севергаз», выразившихся в навязывании абонентам – юридическим лицам (управляющим организациям, товариществам собственников жилья) условий договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку не предусмотренных Правилами № 549, Методическими указаниями № 1072/19, а также Приказом № 797-р, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управлением данному хозяйствующему субъекту выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку условий, не предусмотренных Правилами № 549, Методическими указаниями № 1072/19, а также Приказом № 797-р в срок до 29.05.2020.

Поскольку доказательств исполнения предупреждения не поступило, антимонопольным органом в отношении ООО «Управление Севергаз» принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Выдано заключение об обстоятельствах дела, следующее заседание комиссии состоится 04.09.2020.

В отчетном периоде рассмотрены 2 дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

1. Решением от 27.03.2020 ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем предъявления контрагентам платы за оказанные в 2018 и 2019 годах услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, расположенным в п. Васильевское, п. Ерофейка, п. Харачево, д. Новое, п. Кувшиново Вологодского района Вологодской области, исходя из установленного приказом ФАС России от 13.03.2017 № 297/17 транзитного тарифа.

ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» выдано обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, со сроком исполнения до 26.06.2020.

В настоящее время решение и предписание обжалованы в судебном порядке, судебное заседание назначено на 31.08.2020.

2. Решение от 11.06.2020 ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующем положении на товарном рынке по оказанию услуг по предоставлению железнодорожных путей в пользование путем самостоятельного установления цен (тарифов) по использованию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва на праве собственности, для пропуска вагонов грузоотправителя (грузополучателя) - ООО «Коскисилва».

ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва предписание не выдавалось в связи с установлением приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 08.06.2020 № 39-р предельного максимального тарифа по использованию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва на праве собственности, для пропуска вагонов грузоотправителя (грузополучателя) ООО «Коскисилва» в размере 411 рублей 11 копеек за один вагон без НДС (до 31.12.2020).

Решение также обжаловано ответчиком в судебном порядке, судебное заседание назначено на 08.09.2020.

Решение по делу о признании факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением является поводом для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ.

Так, по результатам названного дела Управлением привлечено юридическое лицо по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, размер штрафа 150 тысяч рублей, постановление не вступило в законную силу, обжаловано в судебном порядке;

привлечено должностное лицо, размер штрафа 15 тысяч рублей, в настоящее время постановление не вступило в законную силу в связи с обжалованием в суде.

В отчетном периоде Управлением начато рассмотрение трех дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

  1. В первом квартале 2020 года в Управление активно поступали заявления в связи с поставкой сжиженного газа в баллонах для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Постановлением Правительства Вологодской области от 11.11.2019 № 1047 уполномоченной газоснабжающей организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории области на 2020 год определено ООО «Управление Севергаз».

Приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» с 2020 года полностью исключена возможность установления предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ в баллонах с учетом доставки до потребителя.

Установление размера платы за доставку бытового газа потребителям не подлежит государственному регулированию и определяется газоснабжающей организацией самостоятельно.

Доставка до потребителя с 1 января 2020 года возможна только на коммерческой основе при условии заключения соответствующего договора.

Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области на 2020 год для ООО «Управление Севергаз» установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению для бытовых нужд, без учета доставки до потребителя: с 01.01.2020 - 37,34 руб./кг (746,8 рублей за баллон 50 л); с 01.07.2020 – 38,46 руб./кг (769,2 рублей за баллон 50 л).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пункт 79) – размер платы за доставку бытового газа в баллонах к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя – продавца бытового газа в баллонах.

Вологодским УФАС России установлено, что реализация сжиженного газа населению на коммунально-бытовые нужды осуществляется ООО «Управление Севергаз» через так называемых «покупателей» - ООО «Еврогаз», ООО «Харовскнефтегаз», ООО «ВТК».

По данным Вологодского УФАС России для конечных потребителей «покупателями» установлены следующие цены:

- газ в баллоне емкостью 50 л:

Доставка сжиженного газа в баллоне от ГНС до промежуточного склада, руб./за баллон

453,2

Доставка сжиженного газа в баллоне от промежуточного склада до потребителя, руб./за баллон

200,0

Таким образом, стоимость 50 л баллона сжиженного газа с учетом доставки до промежуточного склада с 01.01.2020 года составляет - 1200 рублей, с учетом доставки от промежуточного склада до потребителя – 1400 рублей.

Экономического обоснования размера платы за доставку сжиженного газа в баллонах в рамках рассматриваемых заявлений ни ООО «Управление Севергаз», ни «покупателями» не представлено.

Названные заявления, указывающее на признаки нарушения ООО «Управление Севергаз» антимонопольного законодательства, послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Следующее заседание комиссии назначено на 14.10.2020.

  1. В первом квартале 2020 года в Управление поступили заявления жителей Харовского и Вытегорского районов Вологодской области на неправомерные действия со стороны ООО «Харовскнефтегаз» и ООО «Еврогаз», выразившиеся в продаже потребителям сжиженного углеводородного газа в баллонах при условии приобретения новых газовых баллонов взамен ранее выданных газораспределительной организацией баллонов с истекшим сроком эксплуатации.

ООО «Харовскнефтегаз» и ООО «Еврогаз» ранее осуществляли реализацию газа в баллонах жителям Харовского и Вытегорского районов Вологодской области без фиксации номера баллона и даты его выдачи.

Из поступивших заявлений следовало, что до декабря 2019 года ООО «Харовскнефтегаз» и ООО «Еврогаз» намеренно поставляло жителям Харовского и Вытегорского районов Вологодской области газ в старых баллонах с истекающими сроками годности и непригодными для наполнения, чтобы в дальнейшем не принимать такие баллоны к заправке.

Из пункта 138 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 следует, что информация о газе и газовых баллонах должна содержать сведения о марке газа и его физико-химических показателях, о техническом состоянии газового баллона (номер баллона, масса порожнего баллона, дата его изготовления и дата очередного технического освидетельствования, рабочее и пробное давление, вместимость).

Такие сведения указываются на поверхности баллона или на прикрепленной к нему пластине. Указанные документы не были представлены в Управление при рассмотрении заявлений ни жителями, ни ООО «Харовскнефтегаз», ООО «Еврогаз» ввиду их отсутствия.

Таким образом, в результате неисполнения ООО «Харовскнефтегаз» и ООО «Еврогаз» требований законодательства о надлежащем учете обмениваемых баллонов, обмен газовых баллонов до декабря 2019 был обезличен и не исключал выдачу потребителю газового баллона с истекшим сроком эксплуатации.

При таких обстоятельствах ООО «Харовскнефтегаз» и ООО «Еврогаз» в нарушение действующего законодательства осуществляло продажу потребителям сжиженного углеводородного газа в баллонах под условием приобретения новых газовых баллонов взамен ранее выданных газораспределительной организацией баллонов с истекшим сроком эксплуатации, что свидетельствует о признаках нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия приводят к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей (жителей Харовского и Вытегорского районов Вологодской области). В отношении ООО «Харовскнефтегаз» и ООО «Еврогаз» возбуждены дела по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые в настоящее время рассматриваются Управлением.

Также к компетенции отдела относится рассмотрение жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В отчетном периоде Управлением по данной статье рассмотрено 20 жалоб на действия организаторов торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

3 жалобы при организации и проведении торгов по Закону об исполнительном производстве;

15 жалоб при организации и проведении торгов по Закону о несостоятельности (банкротстве);

2 жалобы при организации и проведении торгов по Закону о закупках.

По результатам рассмотрения 1 жалоба отозвана заявителем, по 5 приняты решения о признании жалобы обоснованной, выданы обязательные для исполнения предписания. Остальные жалобы признаны необоснованными.

Привлечение к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися является основанием для привлечения организаторов торгов к ответственности по статье 7.32.4 КоАП РФ.

По данной статье рассмотрено 2 дела об административном правонарушении, организаторы торгов признаны виновными в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, каждому из них назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ.

По данной статье в отчетном периоде рассмотрено 15 дел об административных правонарушениях, привлечено 2 юридических лица на общую сумму 430 тысяч рублей (7 постановлений), 3 должностных лиц на общую сумму 159 тысяч рублей (8 постановлений). Постановления не вступили в законную силу.

Не менее важным направлением деятельности отдела является осуществление контроля за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Ответственность за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) установлена статьей 9.21 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Основная доля поступающих заявлений связаны с признаками нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Наиболее распространенным нарушением остается нарушение сетевой организацией срока осуществления к электрическим сетям.

В отчетный период Управлением по данной статье рассмотрено 36 дел об административных правонарушениях, в том числе по 25 делам вынесены постановления о привлечении сетевых организаций к ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 850 тысяч рублей.

Наверх