Доклад для публичных обсуждений отдела контроля органов власти и закупок за 3 квартал 2019г. по 44-ФЗ
Одним из основных направлений деятельности Отдела контроля органов власти и закупок является осуществление контроля за соблюдением Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так за истекший период 3 квартала 2019 года в отдел поступило 47 жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе, в т.ч. 4 обоснованных и 3 частично обоснованных. Комиссией по контролю в сфере закупок выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений.
Из указанного количества жалоб 13 поданы в отношении муниципальных заказчиков, 15 – на заказчиков субъекта и 9 жалоб на закупки, проводимые федеральными заказчиками.
За истекший период 3 квартала возбуждено 8 дел об административных правонарушениях (составлены протоколы), вынесено 19 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 78 000 рублей.
Помимо рассмотрения жалоб в 3 квартале 2019 года отделом проведено 16 внеплановых проверок, 1 плановая проверка. По результатам плановой проверки выявлены 4 закупки с нарушениями, в ходе внеплановых проверок выявлено 2 закупки с нарушениями.
В соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральная антимонопольная служба осуществляет проведение плановых проверок соблюдения требований законодательства о контрактной системе только в отношении федеральных заказчиков. Плановые проверки в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных заказчиков антимонопольная служба не осуществляет. Вместе с тем, в отношении указанных заказчиков ФАС проводит внеплановые проверки на основании информации, поступающей из органов прокуратуры и правоохранительных органов.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также писем ФАС России от 13.06.2019 МЕ/49839-ПР/19 и от 26.06.2019 МЕ/53662/19, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № ПР-907 о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе Вологодское УФАС ежемесячно проводит внеплановые проверки закупок, осуществляемых в рамках реализации национальных проектов.
Наиболее распространенным из выявленных нарушений является утверждение документации с нарушением требований законодательства.
За истекший период 3 квартала 2019 года поступило 49 заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – 10, в связи с уклонением победителя от подписания контракта – 39. Принято 3 решения о включении участника/исполнителя в РНП, 11 обращений были возвращены заявителям по причине отсутствия сведений об учредителях лица, подлежащего включению в РНП либо по причине не подписания электронного документа ЭЦП.
При рассмотрении заявлений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в настоящее время ФАС придерживается неформализованного подхода. При принятии решения о включении поставщика (исполнителя) в РНП учитывается прежде всего наличие умысла на уклонение от подписания контракта по результатам процедуры либо от исполнения контракта, добросовестность участника закупки (исполнителя по контракту) и наличие неблагоприятных последствий указанных действий (бездействия).