Доклад отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа за 6 месяцев 2020 года для публичных обсуждений правоприменительной практики Вологодского УФАС России 16 июня 2020г.
02 июня 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад для публичных обсуждений

отдела контроля антимонопольного законодательства

и экономического анализа за 6 месяцев 2020 года

 

Одним из важнейших направлений деятельности отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа является исполнение государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушений хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, предусмотренных статьями 10, 11, 11.1, частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Основной процент поступающих заявлений связан с признаками нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершал действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

За первое полугодие 2020 года Управлением рассмотрено 75 заявлений физических и юридических лиц в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках оказания услуг электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, связи, жилищно-коммунального хозяйства и других.

Из них в 48 случаях Управлением отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

В отчетном периоде Управлением выданы 2 предупреждения.

В связи с наличием в действиях МУП ЖКХ «Федотово» ВМР, выразившихся в уклонении от заключения с собственниками жилых помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Майской п. Кувшиново Вологодского района прямых договоров на теплоснабжение, включающих оказание коммунальной услуги по отоплению и поставку тепловой энергии на подогрев воды для оказания для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Управлением названному хозяйствующему субъекту выдано предупреждение со сроком исполнения до 30.04.2020.

Предупреждение МУП ЖКХ «Федотово» ВМР в установленный срок исполнено, собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 3 по                    ул. Майской п. Кувшиново Вологодского района произведены начисления за оказанные услуги за апрель 2020 года, направлены соответствующие платежные документы.

 

Постановлением Правительства Вологодской области от 11.11.2019 № 1047 уполномоченной газоснабжающей организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории области на 2020 год определено ООО «Управление Севергаз».

В первом квартале 2020 года в Управление активно поступили заявления управляющих компаний (товариществ собственников жилья) на действия данного хозяйствующего субъекта при заключении договоров на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку.

Из данных заявлений и приложенных к ним материалов следовало, что условия договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку противоречат действующему законодательству.

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 19.12.2019 № 797-р                                             (далее – Приказ № 794-р) на территории Вологодской области на 2020 год для ООО «Управление Севергаз» установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд в том числе из групповых резервуарных установок с учетом налога на добавленную стоимость с календарной разбивкой:

с 1 января по 30 июня – 26,35 руб. за кг,

с 1 июля по 31 декабря – 27,14 руб. за кг.

Согласно Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.08.2019 № 1072/19 (далее – Методические указания № 1072/19), реализация сжиженного газа из групповых резервуарных установок не предполагает несения абонентами – юридическими лицами (управляющим организациям, товариществам собственников жилья) транспортных расходов на доставку сжиженного газа в автоцистернах до потребителей.

Пунктом 14 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549) предусмотрено, что договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.

В связи с наличием в действиях ООО «Управление Севергаз», выразившихся в навязывании абонентам – юридическим лицам (управляющим организациям, товариществам собственников жилья) условий договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку не предусмотренных Правилами № 549, Методическими указаниями № 1072/19, а также Приказом            № 797-р, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управлением данному хозяйствующему субъекту выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку условий, не предусмотренных Правилами № 549, Методическими указаниями № 1072/19, а также Приказом № 797-р в срок до 29.05.2020.

Документального подтверждения исполнения ООО «Управление Севергаз» данного предупреждения в антимонопольный орган не поступало.

 

В первом полугодии 2020 года Управлением рассмотрено дело по признакам нарушения ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением от 27.03.2020 ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем предъявления контрагентам платы за оказанные в 2018 и 2019 годах услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, расположенным в                                  п. Васильевское, п. Ерофейка, п. Харачево, д. Новое, п. Кувшиново Вологодского района Вологодской области, исходя из установленного приказом ФАС России               от 13.03.2017 № 297/17 транзитного тарифа.

ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» выдано обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, со сроком исполнения до 26.06.2020.

 

Кроме того, в рамках рассмотрения дела в отношении ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА Управлением 15.05.2020 подготовлено и направлено сторонам заключение об обстоятельствах дела. После получения от сторон соответствующих возражений комиссией будет принято окончательное решение о наличии либо отсутствии в действиях ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренного пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующем положении на товарном рынке по оказанию услуг по предоставлению железнодорожных путей в пользование путем самостоятельного установления цен (тарифов) по использованию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва на праве собственности, для пропуска вагонов грузоотправителя (грузополучателя) - ООО «Коскисилва».

 

В отчетном периоде Управлением возбуждены два дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В первом полугодии 2020 года в Управление также активно поступали заявления в связи с поставкой сжиженного газа в баллонах для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Постановлением Правительства Вологодской области от 11.11.2019 № 1047 уполномоченной газоснабжающей организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории области на 2020 год определено ООО «Управление Севергаз».

Приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» с 2020 года полностью исключена возможность установления предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ в баллонах с учетом доставки до потребителя.

Установление размера платы за доставку бытового газа потребителям не подлежит государственному регулированию и определяется газоснабжающей организацией самостоятельно.

Доставка до потребителя с 1 января 2020 года возможна только на коммерческой основе при условии заключения соответствующего договора.

Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области на 2020 год для ООО «Управление Севергаз»  установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению для бытовых нужд, без учета доставки до потребителя: с 01.01.2020 - 37,34 руб./кг (746,8 рублей за баллон 50 л); с 01.07.2020 – 38,46 руб./кг (769,2 рублей за баллон 50 л).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пункт 79) – размер платы за доставку бытового газа в баллонах к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя – продавца бытового газа в баллонах.

Вологодским УФАС России установлено, что реализация сжиженного газа населению на коммунально-бытовые нужды осуществляется ООО «Управление Севергаз» через так называемых «покупателей» - ООО «Еврогаз», ООО «Харовскнефтегаз», ООО «ВТК».

По данным Вологодского УФАС России для конечных потребителей «покупателями» установлены следующие цены:

- газ в баллоне емкостью 50 л:

Доставка сжиженного газа в баллоне от ГНС до промежуточного склада, руб./за баллон

453,2

Доставка сжиженного газа в баллоне от промежуточного склада до потребителя, руб./за баллон

200,0

Таким образом, стоимость 50 л баллона сжиженного газа с учетом доставки до промежуточного склада с 01.01.2020 года составляет - 1200 рублей, с учетом доставки от промежуточного склада до потребителя – 1400 рублей.

Экономического обоснования размера платы за доставку сжиженного газа в баллонах в рамках рассматриваемых заявлений ни ООО «Управление Севергаз», ни «покупателями» не представлено.

Названные заявления, указывающее на признаки нарушения ООО «Управление Севергаз» антимонопольного законодательства, послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Первое заседание комиссии назначено на 15.06.2020.

 

В Управление поступили заявления жителей Харовского района Вологодской области на неправомерные действия со стороны одного из «покупателей» ООО «Харовскнефтегаз», выразившиеся в продаже потребителям сжиженного углеводородного газа в баллонах при условии приобретения новых газовых баллонов взамен ранее выданных газораспределительной организацией баллонов с истекшим сроком эксплуатации.

ООО «Харовскнефтегаз» до 09.12.2019 осуществляло реализацию газа в баллонах жителям Харовского района Вологодской области без фиксации номера баллона и даты его выдачи.

Из поступивших заявлений следует, что до декабря 2019 года ООО «Харовскнефтегаз» намеренно поставляло жителям Харовского района Вологодской области газ в старых баллонах с истекающими сроками годности и непригодными для наполнения, чтобы в дальнейшем не принимать такие баллоны к заправке.

Из пункта 138 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 следует, что информация о газе и газовых баллонах должна  содержать  сведения  о  марке  газа  и  его  физико-химических  показателях,  о техническом состоянии газового баллона (номер баллона, масса порожнего баллона, дата его изготовления и дата очередного технического освидетельствования, рабочее и пробное давление, вместимость).

Такие сведения указываются на поверхности баллона или на прикрепленной к нему пластине. Указанные документы не были представлены в Управление при рассмотрении заявлений ни жителями, ни ООО «Харовскнефтегаз» ввиду их отсутствия.

Таким образом, в результате неисполнения ООО «Харовскнефтегаз» требований законодательства о надлежащем учета обмениваемых баллонов, обмен газовых баллонов до 09.12.2019 был обезличен и не исключал выдачу потребителю газового баллона с истекшим сроком эксплуатации.

При таких обстоятельствах ООО «Харовскнефтегаз» в нарушение действующего законодательства осуществляло продажу потребителям сжиженного углеводородного газа в баллонах под условием приобретения новых газовых баллонов взамен ранее выданных газораспределительной организацией баллонов с истекшим сроком эксплуатации, что свидетельствует о признаках нарушения                  части 1 статьи Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия приводят к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей (жителей Харовского района Вологодской области).

 

Также к компетенции отдела относится рассмотрение жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

За 6 месяцев 2020 года Управлением рассмотрено 10 жалоб на действия организаторов торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1 жалоба при проведении торгов по Закону об исполнительном производстве;

9 жалоб при проведении торгов по Закону о несостоятельности (банкротстве).

По результатам рассмотрения 1 жалоба отозвана заявителем, по 1 приняты решения о признании жалобы обоснованной, организатору торгов выдано обязательные для исполнения предписание. Остальные жалобы признаны необоснованными.

 

Привлечение к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися является основанием для привлечения организаторов торгов к ответственности по статье 7.32.4 КоАП РФ.

По данной статье рассмотрено 2 дела об административном правонарушении: арбитражные управляющие признаны виновными в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, каждому из них назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Постановления не вступили в законную силу.

 

Не менее важным направлением деятельности отдела является осуществление контроля за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Ответственность за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) установлена статьей 9.21 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Основная доля поступающих заявлений связан с признаками нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Наиболее распространенным нарушением остается нарушение сетевой организацией срока осуществления к электрическим сетям.

За первое полугодие 2020 года Управлением по данной статье возбуждено 29 дел об административных правонарушениях, рассмотрено 26 дел об административных правонарушениях, в том числе по 13 делам вынесены постановления о привлечении сетевых организаций к ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 700 тысяч рублей. Оплачено по данной статье штрафов с учетом постановлений прошлого периода 1050 тысяч рублей.

 

Экономическое направление деятельности

1. В соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках Вологодским УФАС России было проанализировано состояние конкуренции на следующих товарных рынках, расположенных на территории Вологодской области:

А) на рынках тепловой энергии на территории г.Вологды и г.Череповца Вологодской области  за 2019 г. 

Выявлено 35 локальных рынков в г. Вологде и 11 локальных рынков в             г. Череповце, а также выявлено 27 продавцов в г. Вологде и 10 продавцов в              г. Череповце.

Ввиду деятельности только по 1-му продавцу на каждом рынке теплоэнергии в г. Вологде и в г. Череповце, доля у каждого из данных продавцов  на данных рынках составляет по 100 %.

Уровень концентрации вышеназванных рынков – высокий.

К барьерам входа на рынки теплоэнергии, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на данных товарных рынках, опрошенные  продавцы теплоэнергии отнесли следующие ограничения:

а) экономические ограничения, в том числе:

- ориентировочные затраты на строительство теплоисточника и  теплосетей  составляют 10-15 млн. руб. за 1 Гкал

- объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат - более 15 млн. руб. (при этом, срок окупаемости этих кап. вложений:  более 8 лет)

- низкая привлекательность  теплового рынка, обусловленная высоким уровнем затрат

- неплатёжеспособность потребителей,

- длительный срок окупаемости финансовых вложений,

-  снижение теплопотребления

  б) административные ограничения:

- высокая  себестоимость производства теплоэнергии, низкие тарифы на теплоэнергию.

- низкая привлекательность теплового рынка, обусловленная  высоким уровнем затрат и низкой рентабельностью.

- препятствия/сложности в отведении земельных участков,

На вопрос (преодолимы/непреодолимы барьеры входа на рынок теплоэнергии в соответствующих географических границах, а именно, затраты на преодоление таких барьеров оправдываются ли доходами)  14% респондентов  указали на непреодолимость, а 38% - указали на преодолимость этих барьеров.

Рынки теплоэнергии в соответствующих географических границах в г. Вологде (35 рынков) и в г. Череповце (11 рынков) является неконкурентными. При этом данные рынки относятся к следующему виду рынков (по уровню развития конкуренции) – рынки с неразвитой конкуренцией.

Оценка перспективы  изменения  состояния конкурентной среды  на данных рынках  следующая:

 -  изменений не ожидается, рынки стабильные  по составу  продавцов,

 -  количество покупателей, объёмы рынков, тарифы на теплоэнергию не окажут воздействие на состояние конкуренции на них в перспективе.

 

Б) на розничных рынках электроэнергии на территории Вологодской области за 2019 г.

В 2019 г. произошли изменения среди продавцов на данном рынке: 

- прекратили осуществлять деятельность по сбыту электроэнергии в Вологодской области следующие 2 организации: ПАО "Вологодская сбытовая компания", ПАО «МРСК Северо-Запада»   

- на розничный рынок  электроэнергии в Вологодской области  вошли 4 новых продавца электроэнергии  (ООО "Северная сбытовая компания", ООО "МТС Энерго", ООО "ЭнергоПрофит", ООО «Гарант энерго» (г. Москва).

За 2019 г. было выявлено 28 местных розничных рынков электрической энергии (мощности) в границах территорий муниципальных образований, в т.ч. муниципальных районов  Вологодской области и городов, и выявлено 17 продавцов электроэнергии. Доли более 50% на данных рынках  в соответствующих географических границах выявлены у следующих 4 продавцов: ООО "Северная сбытовая компания"  (на территории 18 муниципальных районов и 1 муниципального образования), ООО «Русэнергосбыт» (на территории 3 муниципальных районов), ООО «Русэнергоресурс» (на территории 1 муниципального района), ООО «Инженерные изыскания» (на территории  2 муниципальных образований), ООО " Гарант Энерго" (на территории 1 муниципального района).

На территории 2-х муниципальных районов Вологодской области: Грязовецкого и Шекснинского районов отсутствуют продавцы электроэнергии с долей более 50% (в 2018 г. таких районов было 6 единиц). 

Уровень концентрации рынков электроэнергии в Вологодской области  (уровень - высокий) сохранился в 2019 г.

Но по количеству рынков (на которых вышеперечисленные продавцы электроэнергии доминируют)  ситуация изменилась, количество их увеличилось:  в 2018 г. – было 20  районов, а  в 2019 г. – 24  района,

 В 2019 г. гарантирующий поставщик электроэнергии (ООО "Северная сбытовая компания") увеличил количество местных розничных рынков электроэнергии, на которых он занимал долю более 50%  с 16 до 19 рынков.

Таким образом, количество монополизированных рынков электроэнергии в Вологодской области в  2019 г. увеличилось.

 

В соответствии с поручением ФАС России по контролю за уровнем  розничных и оптовых цен на автомобильное топливо за 5 месяцев 2020 г.  Вологодским УФАС России было сформировано и направлено в ФАС России

- 19 еженедельных отчётов о розничных и оптовых ценах на автобензины и дизтопливо

- 152 ежедневных отчёта о розничных и оптовых ценах на автобензины и дизтопливо

 

О розничных ценах на бензин  и дизтопливо в Вологодской области

В ноябре 2018 г. между Минэнерго, ФАС России и рядом нефтяных компаний было  подписано Соглашение  о стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов,  в соответствии с которым, в частности,  ПАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", ПАО "Татнефть" и ПАО "Газпром нефть" обязались обеспечить непревышение темпов роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 1 января 2019 года – более чем на 1,7% (с учётом увеличения ставки НДС), а с 1 февраля 2019 года – более прогнозного среднегодового уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год

Согласно информации Минэкономразвития РФ прогнозный уровень инфляции (базовый вариант) на 2020 г. составляет 102,96 %, По информации Вологдастата:  фактический индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги по Вологодской области, характеризующий уровень инфляции, по Вологодской области, за январь - апрель 2020 г. составил 102,4 %,

На территории Вологодской области осуществляют розничную продажу автомобильного топлива представители 3-х нефтяных компаний, подписавших вышеназванное Соглашение по сдерживанию цен - это  ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", ООО «Татнефть-АЗС-Запад», ООО "Газпромнефть-Центр".  За январь - май 2020 г. у данных организаций изменение розничных цен на бензины (находится в диапазоне от 0 % до роста на 1,6 %)  и дизтопливо  (находится в диапазоне от снижения на 0,7 % до роста на 1,9 %) в Вологодской области  не превысило  прогнозный среднегодовой уровень инфляции, установленный Минэкономразвития на 2020 г., который составляет  2,96%.  При этом, у ООО " ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" не было  изменений розничных цен на топливо.

На территории Вологодской области ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Татнефть» и  ПАО «Газпромнефть»  выполняют вышеназванное соглашение.

В основном причина розничных цен на автомобильное топливо– это рост закупочных оптовых цен.

Наверх