Доклад отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли к публичным слушаниям 16 июня 2020 за 6 месяцев
02 июня 2020, 09:08
Тип документа:
Доклады

Доклад для публичных обсуждений

(отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли)

 

        

           В 1-м полугодии 2020 года в отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли поступило 13 заявлений о признаках нарушения ст. ст. 14.1-14.8 (действия недобросовестной конкуренции) Закона о защите конкуренции.

           В 1-м полугодии  2020 года в связи с обнаружением признаков нарушения ст.ст. 14.1, 14.8 Закона о защите конкуренции Управлением хозяйствующим субъектам выдано 4 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.         

          В качестве примеров выданных Управлением в отчетном периоде предупреждений можно привести следующие.

 

          1. В  Управление поступило заявление ИП Васильева В.С. на действия ИП Городишенина А.В.

           В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

           ИП Васильев В.С. и ИП Городишенин А.В. обладают признаками хозяйствующих субъектов-конкурентов на товарных рынках работ по проведению электрических измерений и электромонтажных, ремонтных работ электрического оборудования в границах Вологодской области.

Вологодским УФАС России  установлено следующее.

ИП Васильев В.С. осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по проведению электрических измерений и электромонтажных,  ремонтных работ электрического оборудования. Аналогичные услуги оказывает ИП Городишенин А.В.

29.01.2020 ИП Городишенин А.В. осуществил рассылку электронного письма на электронный  адрес директора ООО «СКМ» (ОГРН – 1154827022350), который в свою очередь ознакомил сотрудников ООО «СКМ» с указанным обращением ИП Городишенина А.В. В указанном письме ИП Городишенин А.В. указал, что ИП Васильев В.С. является недобросовестным поставщиком услуг, имеет поддельные документы и представляет услуги ненадлежащего качества.  Ранее ООО «СКМ» сотрудничало с ИП Городишениным А.В.,  но после предложения ИП Васильева В.С. о наиболее выгодных условиях сотрудничества ООО «СКМ» стало контрагентом ИП Васильева В.С.

В подтверждение своих доводов ИП Васильевым В.С. представлены письмо ИП Городишенина А.В. направленное в адрес ООО «СКМ» с негативной и недостоверной информацией относительно деятельности ИП Васильева В.С., а также письменные пояснения старшего инженера ООО «СКМ».

 В соответствии со ст. 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Статья 14.1 вышеуказанного Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации.

   В соответствии со ст. 14.1 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Управление полагает, что информация указанная, ИП Городишениным А.В. в электронном письме, адресованном директору ООО «СКМ»,  носит негативный характер по отношению к ИП Васильеву В.С. и ничем не подтверждена. При таких обстоятельствах действия ИП Городишенина А.В. в рассматриваемом случае обладают признаками недобросовестной конкуренции, поскольку направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что может нанести вред деловой репутации ИП Васильева В.С. и причинить убытки.

  Управление в связи с наличием в  действиях ИП Городишенина А.В. признаков  нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.1 Закона о защите конкуренции  выдало  ИП Городишенину А.В.  предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,  путем прекращения распространения писем в адрес потребителей услуг (проведение электрических измерений и электромонтажных, ремонтных работ электрического оборудования)  с негативной и ложной информацией касающейся деятельности  ИП Васильева В.С.

 

             2. В Управление поступило заявление АО «Газпром газораспределение Вологда» на действия ООО «ТотьмаГазСервис».

В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

АО «Газпром газораспределение Вологда» и ООО «ТотьмаГазСервис» осуществляют деятельность по ТО ВДГО и ВКГО на территории Вологодской области, в том числе в г. Тотьма и Тотемском районе, и, следовательно, обладают признаками хозяйствующих субъектов-конкурентов на товарном рынке ТО ВДГО и ВКГО.

Управлением  установлено следующее.

          В соответствии с п. 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», установлено, что аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (далее также Правила № 410).

  На территории Вологодской области газораспределительной организацией является АО «Газпром газораспределение Вологда». АО «Газпром газораспределение Вологда» имеет в своей структуре аварийно-диспетчерскую службу и несет расходы на осуществление аварийно - диспетчерского обеспечения по заключенным договорам на ТО ВДГО и ВКГО.

    Также в соответствии с  п. 7 Правил № 410, следует, что специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – соглашение об АДО).

    На территории Вологодской области в соответствии с Правилами № 410 осуществляет свою деятельность ООО «ТотьмаГазСервис».

    Для надлежащего исполнения своих обязанностей и в соответствии с требованиями Закона ООО «ТотьмаГазСервис» необходимо заключение соглашения об АДО с газораспределительной организацией.

   В соответствии с правовой позицией ФАС России изложенной в письме от 22.01.2018 № ЦА/3485/18 обязанность заключения соглашения специализированной организацией с газораспределительной организацией  об оказании услуг АДО возникает в случае отсутствия аварийно-диспетчерской службы в составе специализированной организации. В соответствии с правовой позицией ФАС России изложенной в письме от 29.03.2018 № ЦА/21407/18 следует, что в случае отсутствия в составе специализированной организации аварийно-диспетчерской службы, абзацами 4, 6 пункта 7 Правил № 410 предусмотрена возможность  заключения соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования между специализированной организацией и газораспределительной организацией, имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. 

Доказательства наличия у ООО «ТотьмаГазСервис» аварийно-диспетчерской службы отсутствуют и специализированной организацией не представлены.

Таким образом ООО «ТотьмаГазСервис» осуществляя деятельность по ТО ВДГО и ВКГО без предусмотренного законодательством соглашения, как специализированная организация не несет соответствующих затрат на АДО. Указанные обстоятельства создают незаконное преимущество ООО «ТотьмаГазСервис» перед АО «Газпром газораспределение Вологда» на рынке по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО. В связи, с чем в действиях ООО «ТотьмаГазСервис» имеются признаки недобросовестной конкуренции в отношении  АО «Газпром газораспределение Вологда».

 Управление в связи с наличием в  действиях ООО «ТотьмаГазСервис» признаков  нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Закона о защите конкуренции выдало ООО «ТотьмаГазСервис» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий направленных на заключение соглашения с газораспределительной организацией  об оказании услуг АДО.

 В настоящее время предупреждение Управления исполнено.

 

           3. В Управление поступило заявление МУП  «Теплоэнергия» на действия ООО «Управление многоквартирными домами».

           В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

           МУП  «Теплоэнергия» и ООО «УМКД» оказывают услуги по управлению многоквартирными домами и обладают признаками хозяйствующих субъектов-конкурентов на рынке услуг по управлению многоквартирными домами г. Череповца.

           Управлением  установлено следующее.

           Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 65, расположенном по адресу г. Череповец, ул. Металлургов были приняты решения о выборе в  качестве управляющей организации данного многоквартирного дома МУП  «Теплоэнергия»  с 01.12.2019 и  расторжении договора управления с ООО «УМКД». Принятые решения были оформлены протоколом общего собрания от 19.11.2019 года.

            22.11.2019 МУП  «Теплоэнергия» обратилось в адрес ООО «УМКД» с требованием о передаче документации, связанной с управлением многоквартирным домом. Указанное уведомление было получено ООО «УМКД» 22.11.2019.

           Вместе с тем техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы на дату выдачи предупреждения от ООО «УМКД» МУП  «Теплоэнергия» не переданы. В соответствии с информацией представленной МУП «Теплоэнергия» судебные споры, связанные с решением выборе в  качестве управляющей организации данного многоквартирного дома МУП  «Теплоэнергия» на дату выдачи предупреждения отсутствуют.

  В соответствии с ч.10 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Согласно п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Постановление №491).

          Действия ООО «УМКД» в рассматриваемом случае имеют признаки недобросовестной конкуренции, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают препятствия МУП  «Теплоэнергия» управлению многоквартирными домами, что  может причинить МУП  «Теплоэнергия» убытки.

            Управление в связи с наличием в  действиях ООО «УМКД»  признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Закона о защите конкуренции  выдало ООО «УМКД» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем передачи в полном объеме  технической документации и  иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов МУП  «Теплоэнергия».

В настоящее время предупреждение Управления исполнено.

 

         4. В Управление поступило заявление АО «Газпром газораспределение Вологда» на действия ООО «ТотьмаГазСервис».

В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

ООО «ТотьмаГазСервис» и АО «Газпром газораспределение Вологда» являются специализированными организациями и осуществляют деятельность по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Вологодской области, в том числе в городе Тотьме и  Тотемском районе и, следовательно, обладают признаками хозяйствующих субъектов-конкурентов на рынке ТО ВДГО и ВКГО.

Было  установлено, что ООО «ТотьмаГазСервис» по договору об оказании услуг от 17.03.2020 были проведены работы  по замене прибора учета газа в жилом помещении, расположенном в поселке Советский Тотемского района, в квартире, принадлежащей гражданину Зайцеву Н.Ю. 

Между тем, в октябре  2015 г. был заключен договор  между АО «Газпром газораспределение Вологда» и гражданином Зайцевым Н.Ю., по условиям которого Исполнитель обязался выполнить работы по ремонту и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в квартире Заказчика и который являлся действующим на момент заключения договора гражданина с ООО «ТотьмаГазСервис»

   В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549, только АО «Газпром газораспределение Вологда» на основании заключенного договора  на  техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования  обязано выполнять любые работы по ремонту и замене газового оборудования, установленного в данной квартире. Иные лица не вправе выполнять какие-либо работы по замене газового оборудования в отсутствие заключенного договора на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования с абонентом.

Таким образом, ООО «ТотьмаГазСервис» в нарушение положений Правил пользования газом и Правил предоставления коммунальных услуг, а именно в отсутствие заключенного с гражданином Зайцевым Н.Ю.  договора на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, представляясь исполнителем по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования провело работы по замене прибора учета газа в его квартире.

Указанными недобросовестными действиям ООО «ТотьмаГазСервис» получает неправомерные доходы, чем причиняются убытки АО «Газпром газораспределение Вологда».

Вологодское УФАС России в связи с наличием в  действиях ООО «ТотьмаГазСервис» признаков  нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Закона о защите конкуренции  выдало предупреждение  ООО «ТотьмаГазСервис».

 Предупреждение было исполнено. Доход, полученный ООО «ТотьмаГазСервис» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 1050 рублей, перечислен в бюджет.

 

 В 1-м квартале в связи с неуплатой штрафа в установленный срок, по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ к административной ответственности мировым судом привлечено ООО «УК «Северная». Обществу назначено наказание 50000 рублей.

 На рассмотрении в мировом суде также находятся материалы в отношении ООО «УК № 1», которое также не оплатило штраф в установленные законом сроки.

  В связи, с чем Управление напоминает о необходимости своевременной оплаты хозяйствующими субъектами и ИП штрафов наложенных антимонопольным органом.

 

Следующим важным аспектом деятельности Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов является исполнение государственной функции по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, независимо от места ее производства и способа распространения.

Антимонопольный орган предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами, а так же индивидуальными предпринимателями, законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдает предписания об устранении нарушений и возбуждает административное производство по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 1-м полугодии 2020 года в отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли поступило более 40 письменных и устных обращений о признаках нарушения ФЗ «О рекламе».

В основном граждане жалуются на рекламу в  различных средствах массовой информации (журналы, газеты, радио), в связи с некачественным исполнением рекламодателем услуг, заявленных в рекламе, также смс- рекламу, наружную рекламу.

В 1-м полугодии 2020 года Управлением по выявленным фактам нарушения рекламного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов возбуждено 6 дел по признакам нарушения статей 5, 15, 28 Закона о рекламе.

В рамках административного производства Управлением по ранее выявленным фактам нарушения рекламного законодательства возбуждено 9 административных дела по ч.1 ст. 14.3. КоАП РФ (за нарушение  законодательства о рекламе) По результатам рассмотрения по всем административным делам вынесены постановления, как в отношении юридического лица, так и в отношении должностного лица, на общую сумму 155 000 рублей.

В качестве примера дел, рассмотренных в отчетном периоде можно привести следующее.

В ходе рассмотрения обращения ООО «Люмин» были выявлены признаки нарушения рекламного законодательства в рекламе со стороны  ООО «СодействиеФарм», которое распространяло рекламу содержания: «Низкие цены здесь. www.Максавит. РФ» и рекламу  «Цены всегда ниже!».

Вышеуказанная реклама размещалась в аптеках «Максавит» в городе Череповце.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что цены на представленные лекарственные препарата в аптеках города дешевле, чем цены в аптеке ООО «СодействиеФарм».

Понятие «всегда ниже» (применительно к цене) имеет значение «постоянно, во всякое время ниже», лексическое значение наречия «всегда» позволяет сделать вывод, что действие данного слогана не имеет временных ограничений.

А поскольку информация о низкой цене размещена непосредственно над витринами с лекарственными препаратами, то она однозначно вызывает у потребителя ассоциацию с ценой на лекарственные средства, предлагаемые к продаже данной аптекой.

Неоднократно повторяющиеся надписи на спорных конструкциях «Низкие цены здесь» и «Цены всегда ниже» содержат определенную сравнительную характеристику, указывающую на преимущество аптеки «Максавит» на ее большую привлекательность для потребителей по сравнению с другими аптеками. Указанные фразы подразумевают, что цены на товары, предлагаемые к продаже в данной аптеке, постоянно ниже, чем цены на аналогичные товары в других аптеках города.

Комиссия признала данную рекламу ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям пункта 1, пункта 4 части 2 и пункта 1 , пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Также стоит напомнить, что ранее Управлением также было рассмотрено подобное дело, только вышеуказанная реклама распространялась в аптеках «Максавит» в городе Вологде. В отношении ООО «СодействиеФарм» было вынесено решение о нарушении рекламного законодательства. С данным решением общество не согласилось и обжаловало в суде. Вместе с тем, суд встал на сторону антимонопольного органа и подтвердил нарушение статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе аптеки «Максавит».

Количество нарушений рекламного законодательства не значительно отличается из года в год, меняется лишь количество нарушений по определенным статьям.

Самым часто встречаемым нарушением рекламного законодательства выступает нарушение ч. 10.1. ст. 5 ФЗ «О рекламе». Суть нарушения заключается в том, что в различных СМИ размещается реклама «информационной продукции», которая представляет собой какое-либо зрелищное мероприятие (концерты, театральные выступления, цирк и тд.) без указания категории данной информационной продукции (то есть отсутствовал знак с категорией 0+, 6+, 12+, 16+, 18+), в соответствии с требованиями предусмотренными ФЗ - №436  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В 1-м полугодии 2020 года Управлением было рассмотрено 2 дела по признакам нарушения данной нормы (ч. 10.1. ст. 5 Закона «О рекламе»).

Управлением установлено, что в октябре 2019 года на телеканале «Телекомпания НТВ», распространялся рекламный блок зрелищного мероприятия «Звезды дискотек 90-х» без указания знака информационной продукции.

В данном случае внимание потребителей рекламы было направленно на зрелищное мероприятие, которым выступает - концерт. Согласно данной норме, реклама зрелищного мероприятия должна сопровождаться знаком категории информационной продукции, а она отсутствовала.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия признала данную рекламу ненадлежащей, а материалы дела были переданы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении рекламораспространителя.

Суть второго дела, рассматриваемого по признакам нарушения данной статьи, заключается в том, что ООО «РИА «Гала- Аутдор» допустило распространение рекламы концерта «14 октября 19.00 Дворец спорта.. Валерий Меладзе.. concertVologda.ru..Справки и билеты 51-00-56 73-08-89..» на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Вологда, пересечение ул. Герцена – Предтеченская, без указания знака информационной продукции.

В данном случае внимание потребителей рекламы так же направленно на зрелищное мероприятие, которым выступает - концерт.

По результатам рассмотрения данного дела будет вынесено решение, а в отношении виновных лиц будут направлены материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Сотрудники Вологодского УФАС России проводят семинары и брифинги на темы правоприменительной практики, последних изменений законодательства о рекламе, Закона «О защите конкуренции», ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельность в РФ».

Участниками данных мероприятий являются журналисты, представители печатных изданий и электронных СМИ из Вологды и Череповца, представители бизнеса области.

По окончании семинаров сотрудники Вологодского УФАС России отвечают на многочисленные вопросы его участников, дают рекомендации по применению законодательства о рекламе, недобросовестной конкуренции и торговле.

 

 

Наверх