Доклад для публичных обсуждений отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа за 11 месяцев 2019 года
20 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Основной функцией отдела является осуществление государственного контроля за соблюдением крупными хозяйствующими субъектами антимонопольных правил поведения на рынке, а также обеспечением со стороны субъектов естественных монополий равного доступа потребителей к своим услугам.

1. Более половины (73 из 132) поступивших в отдел за 11 месяцев текущего года обращений связаны с обжалованием действий доминирующих хозяйствующих субъектов в части нарушения запретов, установленных статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В подавляющем большинстве это жалобы физических и юридических лиц, права и законные интересы которых нарушены в связи с получением жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуг электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Из этих обращений в 70 случаях (96 %) Управлением отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также в ряде случаев заявления переданы для рассмотрения в другие органы в части их компетенции. Как правило, таким органом является Государственная жилищная инспекция Вологодской области. Так же во многих случаях защита нарушенных прав должна быть осуществлена в судебном, а не административном порядке.

Большой удельный вес отказов в возбуждении дела связан и с наличием «антимонопольных иммунитетов», а также с действующей формулировкой состава правонарушения.

Так, Законом о защите конкуренции установлен круг субъектов предпринимательства, который не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство: он основан на участие физических лиц (учредитель (участник), индивидуальный предприниматель), которые имеют выручку не более 400 млн. рублей.

Действующая же формулировка состава антимонопольного правонарушения предполагает, что деяния доминанта должны приводить к возникновению неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на рынке и (или) ущемлению интересов субъектов предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Зачастую отказы в применении мер антимонопольного реагирования связаны именно с отсутствием указанных последствий. Большое количество обращений в антимонопольный орган направляется физическими лицами либо некоммерческими организациями, как правило ТСЖ, поэтому антимонопольный орган не имеет возможности применить существующую квалификацию.

В 3-х случаях действительно существовала необходимость применения мер антимонопольного реагирования.

В 2-х случаях субъектам естественных монополий в сфере газоснабжения и водоотведения в связи с уклонением ими от заключения договоров, были выданы предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения предупреждений, указанные договора заключены.

Также возбуждено 1 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части не соблюдения газораспределительной организацией порядка ценообразования при взимание платы за транспортировку газа без утвержденного тарифа. Дело находится в стадии рассмотрения.

 

2. Не менее важным направлением деятельности отдела является осуществление контроля за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим, газораспределительным сетям, сетям теплоснабжения и водоснабжения.

Ответственность за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) установлена статьей 9.21 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

За 11 месяцев текущего года Управлением по данной статье рассмотрено 44 дела, из них по 27 делам вынесены постановления о привлечении сетевых организаций к ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 1 миллион 360 тысяч рублей.

Основная масса указанных дел касается нарушения Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. Основные и постоянные правонарушители – ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «Вологдаоблэнерго» - 43% и 39% соответственно от числа всех выявленных правонарушений.

Наиболее распространенным нарушением остается нарушение сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.

Осенью этого года в отношении АО «Вологдаоблэнерго» была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения данной организацией требований Закона о защите конкуренции и Правил недискриминационного доступа к электрическим сетям. По результатам проверки выявлено значительное количество просроченных к исполнению договор технологического присоединения как в отношении физических, так и юридических лиц. Данные материалы лягут в основу дел об административных правонарушениях.

3. Отделом осуществляется рассмотрение жалоб на нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Это поступающие в Управление жалобы, за исключением торгов, проведение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе (Федеральный закон № 44-ФЗ).

Законодательными актами предусмотрено не менее 17 случаев обязательного проведения торгов. С учетом компетенции отдела, его рассмотрению подлежат жалобы, поданные при проведении торгов по продаже имущества должника в порядке, установленном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также при проведении аукционов по продаже имущества, в том числе имущественных прав должника, в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

За 11 месяцев 2019 года Управлением рассмотрено 13 жалоб на действия организаторов торгов, из них 4 жалобы при проведении торгов по Закону об исполнительном производстве, 9 жалоб при проведении торгов по Закону о несостоятельности (банкротстве).

Из рассмотренных жалоб, 4 признаны обоснованными и по ним организаторам торгов выданы обязательные для исполнения предписания.

Нарушение установленного законом порядка проведения указанных торгов является основанием для привлечения организаторов торгов к ответственности по статье 7.32.4 КоАП РФ. По данной статье рассмотрено 3 дела об административном правонарушении: в 1-м случае арбитражный управляющий признан виновным в совершении административного правонарушения, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Штраф оплачен в полном объеме. В 2-х случаях вынесены предупреждения.

К полномочиям отдела относится также рассмотрение в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоб профессиональных субъектов градостроительных отношений – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на действия (бездействие) организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей (тепло-, водо-, электро, газоснабжение) при осуществлении утвержденных Правительством России исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства.

Рассмотрение данных жалоб с учетом установленных норм проводится в оперативном порядке с соответствующими мерами реагирования, но, не смотря на узаконивание такой специальной оперативной процедуры, субъекты предпринимательской деятельности в сфере строительства такую возможность не используют.

4. Отделом на постоянной основе проводится работа по экономическому анализу товарных рынков региона.

Данные анализы проводятся как в плановом порядке, так и при рассмотрении поступающих заявлений о возможных нарушениях антимонопольного законодательства на конкретных рынках.

За текущий период 2019 года отделом были проведены анализы состояния конкуренции на таких рынках, как розничные рынки и мелкооптовые рынки автомобильных бензинов, дизельного топлива, электрической энергии, тепловой энергии, автобусных перевозок и другие.

Все данные рынки имеют высокие показатели концентрации, т.е. конкуренция на них не развита.

Отделом проводится постоянный мониторинг розничных цены на бензин и дизтопливо в Вологодской регионе.

Осенью 2018 г. в целях стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов ФАС России, Минэнерго России и нефтяными компаниями были подписаны соглашения, согласно которым последние обязались не повышать темпы роста цен на топливо выше прогнозного среднегодового уровня инфляции на 2019 год, который составляет 4,3 %.

Как показывают данные мониторинга, крупнейшие продавцы топлива в Вологодской области  - ПАО «Лукойл», ПАО «Татнефть», ПАО «Газпромнефть», данные соглашения выполняют.

При анализе рынка регулярных автобусных перевозок было выявлено, что на многих муниципальных, межмуниципальных маршрутам области, в том числе маршрутах г. Вологды, тарифы на перевозку пассажиров не регулируются. Рост тарифов, как регулируемых, так и не регулируемых, за 2017-2018 гг.  составил на муниципальных маршрутах от 8 до 18 %, на межмуниципальных маршрутах – 10 %, что превышает заявленный уровень инфляции на 7 %.

Основными причинами роста тарифов являются: низкий уровень пассажиропотоков, снижение рентабельности многих автобусных маршрутов и сокращение бюджетных дотаций. На убыточных маршрутах некоторые администрации муниципальных районов сокращают число рейсов.

При этом, Правительством Вологодской области, администрациями муниципальных районов для сдерживания роста тарифов заключаются соответствующие соглашения с перевозчиками.

5. Отделом выполняется работа по адмистрированию штрафов в бюджеты различных уровней.

В текущем году Отделом взыскано административных штрафов на общую сумму 5 860 080,85 рублей. Из них: 4 640 080,85 рублей было уплачено ПАО «Ростелеком» по делу о злоупотреблении доминирующим положением на рынке связи (ст. 14.31 КоАП РФ). 58 000 рублей уплачено хозсубъектами за совершенные правонарушения против порядка управления (ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ), 60 000 рублей уплачено организаторами торгов за нарушение порядка определения победителя проводимых торгов (ст. 7.32.4 КоАП РФ).

 

 

 

Наверх