Доклад для публичных обсуждений за 3 квартал 2019 года отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли
20 августа 2019, 15:31
Тип документа:
Доклады

Доклад для публичных обсуждений за 3 квартал 2019 года

отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли

 

        

В 3-м квартале 2019 года в отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли поступило около 10 заявлений о признаках нарушения ст. ст. 14.1-14.8 (действия недобросовестной конкуренции) Закона «О защите конкуренции».

В 3-м квартале 2019 года в связи с обнаружением признаков нарушения Закона «О защите конкуренции» Управлением выдано 4 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Также в 3-м квартале 2019 года в связи с невыполнением выданных Управлением предупреждений возбуждено 2 дела по выявленным нарушениям ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

В качестве примера выданного Управлением в отчетном периоде предупреждения можно привести следующее.

В Управление поступило заявление ООО «Управдом гарант» на действия ООО «УК «Северная».

В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

ООО «Управдом гарант» и ООО «УК «Северная» оказывают услуги по управлению многоквартирными домами и обладают признаками хозяйствующих субъектов-конкурентов на рынке услуг по управлению многоквартирными домами г. Череповца.

Вологодским УФАС России  установлено следующее.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 2, расположенном по адресу г. Череповец, ул. Наседкина были приняты решения о выборе в  качестве управляющей организации данного многоквартирного ООО «Управдом гарант»  с 01.04.2019 и  расторжении договора управления с ООО «УК «Северная» с 01.04.2019. Принятые решения были оформлены протоколом общего собрания от 29.03.2019 года.

01.04.2019 и 10.04.2019 года ООО «УК «Северная» было уведомлено о принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме  решениях, ООО «УК «Северная» было предложено осуществить передачу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.

В соответствии с ч.10 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

  Согласно п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Постановление №491).

Вместе с тем, в установленные Законом сроки ООО «УК «Северная» не передало ООО «Управдом гарант» техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.

Сведения о незаконности и недействительности решений общего собрания собственников помещений в вышеуказанном  многоквартирном доме отсутствуют.

В соответствии со ст. 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Статья 14.1 вышеуказанного Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации.

Действия ООО «УК «Северная» в рассматриваемом случае имеют признаки недобросовестной конкуренции, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают препятствия ООО «Управдом гарант» управлению многоквартирным домом, что  причиняет  ООО «Управдом гарант» убытки.

Вологодское УФАС России в связи с наличием в  действиях ООО «УК «Северная» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приняло решение о выдаче ООО «УК «Северная» Предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем передачи технической документации и  иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов ООО «Управдом гарант».

Выполнить данное предупреждение необходимо в срок до 25.08.2019 г.

Также Управлением в 3-м квартале 2019 г. было выдано 2 предупреждения в отношении одного хозяйствующего субъекта.

В адрес Управления поступило 2 жалобы на действия недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Управление многоквартирными домами» от заявителя МУП  «Теплоэнергия» и ООО «ТехноЛайн».

В ходе рассмотрения были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Данные хозяйствующие субъекты оказывают услуги по управлению многоквартирными домами на рынке услуг по управлению многоквартирными домами г. Череповца.

В первом случае общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 30А, расположенном по адресу г. Череповец, ул. Сталеваров были приняты решения о выборе в  качестве управляющей организации данного многоквартирного МУП  «Теплоэнергия»  с 01.04.2019 и  расторжении договора управления с ООО «УМКД». Принятые решения были оформлены протоколом общего собрания от 15.03.2019 года.

И общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 155А, расположенном по адресу г. Череповец, ул. Ленина были приняты решения о выборе в  качестве управляющей организации данного многоквартирного МУП  «Теплоэнергия» с 01.04.2019 и расторжении договора управления с ООО «УМКД». Принятые решения были оформлены протоколом общего собрания от 14.03.2019 года.

МУП  «Теплоэнергия» обратилось в адрес ООО «УМКД» с требованием о передаче документации, связанной с управлением многоквартирными домами. Однако только часть технической документации на вышеуказанные многоквартирные дома была передана МУП  «Теплоэнергия» по актам приема-передачи от ООО «УМКД».

Вместе с тем, при передаче технической документации на многоквартирные дома от ООО «УМКД»  МУП  «Теплоэнергия» не была представлена информация о собственниках и нанимателях помещений в вышеуказанных многоквартирных домах, включая ведение актуальных списков в электронном виде (реестр собственников помещений, ведомость по лицевым счетам с указанием № помещений, общей площади помещений, количества зарегистрированных и проживающих, ведомость ИПУ и ОДПУ).

Во втором случае общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 161, расположенном по адресу г. Череповец, ул. Ленина были приняты решения о выборе в  качестве управляющей организации данного многоквартирного ООО «ТехноЛайн»  и расторжении с 01.01.2019 договора управления с ООО «УМКД». Принятые решения были оформлены протоколом общего собрания от 21.12.2018 года.

ООО «ТехноЛайн» приступило к управлению указанным многоквартирным домом с 01.03.2019 года.

03.04.2019 года ООО «ТехноЛайн» обратилось в адрес ООО «УМКД» с требованием о передаче документации, связанной с управлением многоквартирным домом, а именно поквартирных карточек проживающих в доме. Уведомление о передаче документации получено ООО «УМКД» 04.04.2019 года.

ООО «Управление многоквартирными домами» в соответствии с ч. 10 ст. 162 ЖК РФ была обязана в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы и тд.

Вместе с тем, необходимые документы управляющей компанией были не переданы и Управлением было выдано 2 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Данные предупреждения ООО «Управление многоквартирными домами» были не исполнены. На основании данного факта, в отношении общества были возбуждены дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Данные дела находятся в стадии рассмотрения.

В рамках административного производства Управлением по ранее выявленным фактам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ИП Шибанова В.В. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Напомним, что в адрес Управления поступило заявление АО «Газпром газораспределение Вологда» на действия ИП Шибанова В.В., выразившиеся в осуществлении ИП Шибановым В.В. деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО и ВКГО)  без предусмотренного законодательством соглашения об аварийно - диспетчерском обеспечении (АДО) с газораспределительной организацией.

В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

ИП Шибанов В.В. осуществляя деятельность по ТО ВКГО без предусмотренного законодательством соглашения, как специализированная организация не несет соответствующих затрат на АДО. Указанные обстоятельства создают незаконное преимущество ИП Шибанова В.В. перед АО «Газпром газораспределение Вологда» на рынке по техническому обслуживанию  ВКГО. В связи, с чем в действиях ИП Шибанова В.В. имеются действия недобросовестной конкуренции в отношении  АО «Газпром газораспределение Вологда», что может причинить АО «Газпром газораспределение Вологда» убытки.

Управлением установлено, что на момент вынесения решения соглашение об АДО ВКГО ИП Шибановым В.В. с АО «Газпром газораспределение Вологда» не заключено, ИП Шибанов В.В. продолжает свою деятельность без данного соглашения.

Также ИП Шибанову В.В. было выдано предписание о прекращении нарушения ст.14.8 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения административного дела, по данным обстоятельствам, в отношении индивидуального предпринимателя вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 12 000 руб. Данное постановление находится в стадии исполнения.

Также Управлением возбуждено 2 административных дела по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ и ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ. Данные дела находятся в стадии рассмотрения. По результатам рассмотрения будут вынесены процессуальные решения.

Одним из направлений деятельности Управления является контроль за соблюдением Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Управлением на основании поручения ФАС России продолжает осуществлять мониторинг соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность посредством организации торговой сети статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которой, хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети  и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или  Санкт –Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Также хотелось бы отметить, что значительная часть работы Управления приходится на участие в судебных заседаниях, поскольку 95% принятых Управлением решений оспаривается правонарушителями в судебном порядке.  

Следующим важным аспектом деятельности Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов является исполнение государственной функции по контролю за соблюдением законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами, а так же индивидуальными предпринимателями, законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выдает предписания об устранении нарушений и возбуждает административное производство по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 3-м квартале 2019 года в отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли поступило более 30 письменных и устных обращений о признаках нарушения ФЗ «О рекламе».

В основном граждане жалуются на рекламу в  различных средствах массовой информации (журналы, газеты, радио), в связи с некачественным исполнением рекламодателем услуг, заявленных в рекламе, также смс- рекламу, наружную рекламу.

В ходе рассмотрения заявлений Управлением по выявленным фактам нарушения рекламного законодательства в текущем периоде возбуждено 3 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

В рамках административного производства Управлением возбужденно 2 дел об административных правонарушений по ст. 14.3 КоАП РФ (за нарушение  законодательства о рекламе). По результатам рассмотрения по всем постановлениям штраф заменен на предупреждение в рамках ст. 4.1.1 КоАП РФ. Замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение осуществляется в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде и тд.

Количество нарушений рекламного законодательства не значительно отличается из года в год, меняется лишь количество нарушений по определенным статьям.

Самым часто встречаемым нарушением рекламного законодательства выступает нарушение ч. 10.1. ст. 5 ФЗ «О рекламе». Суть нарушения заключается в том, что в различных СМИ размещается реклама «информационной продукции», которая представляет собой какое-либо зрелищное мероприятие (концерты, театральные выступления, цирк и тд.) без указания категории данной информационной продукции (то есть отсутствовал знак с категорией 0+, 6+, 12+, 16+, 18+), в соответствии с требованиями предусмотренными ФЗ - №436  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В качестве примера дел, рассмотренных в отчетном периоде можно привести следующее.

 

Например:

По  результатам рассмотрения обращений директора ООО «Автошкола Светофор» были выявлены признаки нарушения рекламного законодательства со стороны ряда автошкол, работающий на территории города Вологда.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «https://vk.com/jaguar35» в группе «Автошкола ЯГУАР г. Вологда» размещалась реклама следующего содержания: «Наша школа относится к государственному учреждению».

В силу п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Вместе с тем, ООО «Ягуар35» не является учреждением, созданным Российской федерацией либо субъектами РФ или муниципальным образованием, согласно выписке из единого реестра юридических лиц.

Таким образом, вышеуказанная реклама не соответствует пункту 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «https://vk.com/orlan35» в группе «Автошкола Орлан – Высшая Школа Вождения» размещалась реклама следующего содержания: «У нас самые лучшие условия обучения».

И на сайте «https://vk.com/start35» в группе «Автошкола СТАРТ г. Вологда» размещалась реклама следующего содержания: «У нас самые лучшие условия обучения».

В силу п.1 ч.3 ст.5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Указанные рекламы содержат не соответствующие действительности сведения о преимуществе рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Таким образом, вышеуказанные реклама не соответствует пункту 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Рассмотрев все материалы данных дел,  Комиссия пришла к выводу, что данные рекламы является ненадлежащей. Комиссией вынесено 3 решения о нарушении рекламного законодательства.  В отношении указанных юридических лиц направлены материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В рамках предупреждения и профилактики любых возможных нарушений рекламного, антимонопольного законодательства и законодательства о торговле сотрудники Вологодского УФАС России проводят семинары и брифинги на темы правоприменительной практики, последних изменений законодательства о рекламе, Закона «О защите конкуренции», Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельность в РФ».

Также сотрудники Управления входят в состав межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домой при Прокуратуре Вологодской области, в рамках которой выявляют нарушения действующего законодательства, допускаемые застройщиками, в том числе при размещении, распространении рекламы долевого строительства в различных источниках информации на территории Вологодской области.

 

Наверх