Доклад Вологодского УФАС России к публичным слушаниям по 44-ФЗ за 4 квартал 2018г.
05 декабря 2018, 14:35
Тип документа:
Доклады

Доклад для публичных обсуждений

Правоприменительная практика Вологодского УФАС России за 4 квартал 2018г. по 44ФЗ

 

Одним из основных направлений деятельности Отдела контроля органов власти и закупок является осуществление контроля за соблюдением Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так за истекший период 2018 года в отдел поступило 238 жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе, по итогам рассмотрения которых выявлено 37 закупок с нарушениями. Комиссией по контролю в сфере закупок выдано 24 предписания, для устранения выявленных нарушений.

Для сравнения: за тот же период 2017 года в отдел 313 жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе, по итогам рассмотрения которых выявлено 99 закупок с нарушениями, выдано 52 предписания.

По сравнению с аналогичным периодом  2017 года количество жалоб значительно уменьшилось, так же пропорционально уменьшилось и количество выявленных нарушений. Подобная тенденция говорит о повышении правовой грамотности и исполнительской дисциплины заказчиков, о понимании и правильном применении законодательства о контрактной системе как заказчиками так и участниками закупок, что связано в том числе с постоянной динамичностью и развитием законодательного регулирования в данной сфере.

В настоящее время возбуждено и рассмотрено 105 дел об административных правонарушениях, вынесено 61 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.

По состоянию на 1 декабря наложено штрафов на сумму более 2 млн.рублей.

Помимо рассмотрения жалоб за истекший период 2018 года отделом проведено 24 внеплановых и 1 плановых проверки, 1 плановая проверка в процессе. По 17 проверкам выявлены нарушения, выдано 10 предписаний об устранении нарушений.

В соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральная антимонопольная служба осуществляет проведение плановых проверок соблюдения требований законодательства о контрактной системе только в отношении федеральных заказчиков.  Плановые проверки в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных заказчиков антимонопольная служба не осуществляет. Вместе с тем, в отношении указанных заказчиков ФАС проводит внеплановые проверки на основании информации, поступающей из органов прокуратуры и правоохранительных органов.

 

Хотелось бы отметить тенденцию, которая существует в последнее время. Органы прокуратуры в рамках своей компетенции осуществляют проверки на предмет правомерности действий заказчиков при заключении контрактов с единственным поставщиком в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, т.е. контрактов до ста тысяч рублей.

А именно, в случае, если устанавливаются факты заключения нескольких контрактов в одном временном периоде, с одним и тем же поставщиком, предметом которых являются одинаковые товары, работы, либо услуги, суммы каждого из которых не превышают 100 тыс. руб., т.е. происходит дробление общего объема товаров, работ, услуг, в данных действиях усматривается намерение заказчика уйти от соблюдения процедуры торгов, что является нарушением ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе. Состав указанного правонарушения предусмотрен ч. 1 ст. 7.29 Кодекса об административных правонарушениях.

Органами прокуратуры возбуждаются административные дела по указанной статье и направляются на рассмотрение в антимонопольный орган по компетенции. В настоящее время складывается положительная судебная практика по итогам рассмотрения дел об обжаловании постановлений о привлечении должностных лиц к административной ответственности. Суды усматривают в подобных действиях заказчиков состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП.

Таким образом, УФАС по Вологодской области рекомендует обратить внимание на указанную тенденцию и в приоритете применять конкурентные способы закупок для обеспечения своих нужд.

Наиболее распространенным из выявленных нарушений является утверждение документации с нарушением требований законодательства. Следует отметить тенденцию к уменьшению количества отмененных в порядке применения статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях судом постановлений о привлечении должностных лиц к административной ответственности. В своих решениях суды указывают на то, что данное правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, поскольку объектом правонарушения являются правоотношения в области охраны бюджетных средств, состояние защищенности государственных интересов.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.   

Наибольшее количество нарушений в сфере закупок за истекший период выявлено при осуществлении закупок на выполнение ремонтно-строительных работ (13 жалоб признано обоснованными и частично-обоснованными), поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и оборудования (7 жалоб признано обоснованными и частично обоснованными).

За 11 месяцев текущего года поступило 196 заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – 58, в связи с уклонением победителя от подписания контракта – 133. Принято 38 решений о включении участника/исполнителя в РНП, 129 решений о невключении в РНП.

При рассмотрении заявлений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в настоящее время ФАС придерживается неформализованного подхода. При принятии решения о включении поставщика (исполнителя) в РНП учитывается прежде всего наличие умысла на уклонение от подписания контракта по результатам процедуры либо от исполнения контракта, добросовестность участника закупки (исполнителя по контракту) и наличие неблагоприятных последствий указанных действий (бездействия).

Наиболее резонансным в указанный период было включение в РНП ООО «ИНСТРОЙ» - подрядной организации, выигравшей аукционы на ремонт дворовых территорий в г.Вологде и не исполнившей контракты на общую сумму 71 290 498 руб.

 

                                             

Наверх