Доклад отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа к публичным обсуждениям правоприменительной практики Вологодского УФАС России за 1 квартал 2020года
03 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

 

Одним из важнейших направлений деятельности отдела является исполнение государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушений хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, предусмотренных статьями 10, 11, 11.1, частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Основной процент поступающих заявлений связан с признаками нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 

Всего Управлением в 1 кв.2020г поступило 58 заявлений (по всем статьям АМЗ)

Из них по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции53 заявления (90%).

Нарушения:

7- отказ от заключения договора либо навязывание невыгодных условий договора  при подключении к сетям газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения;

5- расчеты за электроэнергию

4- расчеты за теплоэнергию

2- расчеты за воду

2- тарифы на пригородные перевозки

7- расчеты с операторами на рынке твердых коммунальных отходов

  1. тарифы оператора мобильной связи
  2. тарифы на тепловую энергию

1-нарушение при заключении соглашения на аварийно-диспетчерское обслуживание при осуществлении услуг ВДГО и ВГКО.

6- нарушения при проведении обязательных торгов.

Наибольшее количество жалоб поступило на нарушения на рынке сжиженного углеводородного газа:

11 заявлений от физических лиц на увеличение стоимости сжиженного газа в баллонах;

10-от управляющих компаний на увеличение стоимости сжиженного газа при  реализации из групповых резервуарных установок.

После рассмотрения заявлений по 30 из них отказано в рассмотрении дела о нарушении АМЗ.

Хочется напомнить, что все заявления граждан связанные с расчетами за коммунальные услуги, исполнения заключенных договоров  направляются в уполномоченные орган- Государственную Жилищную инспекцию по Вологодской области, Управление Роспотребнадзора, либо требуют рассмотрения в судебном порядке.

Заявления на установленные тарифы на коммунальные услуги направляются в уполномоченные органы – либо в Центральный аппарат ФАС России, либо в Департамент топливно- энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.

Поэтому  более 20 поступивших заявлений направлено в соответствующие органы по их компетенции.

По поводу рассматриваемых заявлений по увеличению стоимости СУГ необходимо пояснить следующее:

Резкий рост стоимости сжиженного газа (в баллонах и сливом в резервуарные установки) бытовым потребителям, расположенных в различных районах области обусловлен тем, что законодательно изменился порядок ценообразования на указанные услуги,  поэтому Департаментом ТЭК и ТР установлен тариф на поставку газа в баллонах без доставки до потребителя, в связи с чем поставщиками предьявляюся потребителям услуги доставки, которые составляют более 80% стоимости газа в баллоне ( 746,8 руб. за баллон СУГ и 653,2 руб.-доставка баллона емкостью 50л.).

Вопрос включения транспортной составляющей в расчет тарифа на поставку газа из резервуарных установок уточняется. В соответствии с законодательством транспортная составляющая должна содержаться в данном тарифе.

По поводу правомерности  отказов газоснабжающей организации осуществлять заправку газом баллонов по причине истечения сроков их эксплуатации проводится проверка. Результаты будут озвучены в следующеим отчетном периоде.

 

Продолжается рассмотрение дела по признакам нарушения ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по заявлению ООО «Газпром межрегиогаз Вологда» (далее – Общество)  в отношении ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» (далее – ГРО) в связи с поступившими требованиями по оплате стоимости услуг по транспортировке газа за 2018 год и январь-март 2019 года по газораспределительным газопроводам в п. Васильевское, п. Ерофейка, п. Харачево, д. Новое, д. Кувшиново Вологодского района Вологодской области.

Суть нарушения заключается в следующем: частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к злоупотреблению доминирующим положением отнесено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По результатам выполненного Аналитического отчета от 18.07.2019 № 2 (19) установлено, что ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке природного газа в соответствующих географических границах Вологодского района Вологодской области.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» заключен договор оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке населению на коммунально-бытовые нужды от 01.12.2017 № 1/2017 (далее - Договор транспортировки) в редакции дополнительного соглашения № 1 от 27.12.2018.

Тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО в Вологодской области установлен приказом Федеральной антимонопольной службы от 13.03.2017 № 297/17 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» (далее - Приказ).

Письмом от 05.04.2019 № 01/1163 ООО «Газпром межрегион газ» обратилось в ФАС России по факту поступления требований ГРО об оплате стоимости услуг по транспортировке газа за 2018 год и январь-февраль 2019 года по распределительным газопроводам в п. Васильевское,   п. Ерофейка, п. Харачево, д. Новое, п. Кувшиново Вологодского района Вологодской области по установленным Приказом тарифам, и просило оценить обоснованность действий ГРО по применению установленных Приказом тарифов ко всем газораспределительным сетям, эксплуатируемым ГРО.

Согласно ответу ФАС России от 14.05.2019 №АГ/39259/19 требования ГРО об оплате услуг по транспортировке газа населению по указанным распределительным газопроводам являются неправомерными, поскольку на момент утверждения тарифа ГРО оказывало услуги по транспортировке газа исключительно по распределительному газопроводу протяженностью 2,02 километра, расположенному по адресу: Вологодская область, Семенковское с/п, д. Алексино.

Приказом ФСТ России от 15.12.2009 №411-э/7 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - Методические указания), определяющие принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством введение в эксплуатацию новых газораспределительных сетей является основанием для пересмотра ранее установленных тарифов или установления тарифов дифференцированно для действующей инфраструктуры и вводимых в эксплуатацию газораспределительных сетей, исходя из экономически обоснованного уровня, в том числе по инициативе федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.

После издания Приказа произошло значительное увеличение протяженности газораспределительных сетей, эксплуатируемых ГРО на территории Вологодской области. Следовательно, в связи с изменившимися обстоятельствами, установленный Приказом тариф перестал отвечать принципу экономической обоснованности, что является основанием для пересмотра установленного тарифа.

В ФАС России ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» за пересмотром тарифа на транспортировку газа не обращалось.

В связи с изложенным в отношении ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В настоящее время подготовлено сторонам направлено заключение об обстоятельствах дела, на которое должны быть направлены аргументированные возражения заявителя,  ответчика и иных лиц, участвующих в деле. После чего комиссией будет принято окончательное решение о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде возбуждено одно дело о нарушении АМЗ.

В Вологодское УФАС России поступило заявление ООО «Коскисилва» о нарушении ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА антимонопольного законодательства в связи в связи с изменением им существенных условий договора от 18.03.2019 № 1-2019/ж.д.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к злоупотреблению доминирующим положением отнесено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА занимает доминирующее положение на рынке транспортных услуг (пропуск вагонов по железнодорожным путям необщего пользования) в соответствующих географических границах.

Между ООО «Коскисилва» и ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА заключен договор от 18.03.2019 № 1-2019/ж.д., согласно пункту 1.2 которого ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА» разрешает ООО «Коскисилва» использовать для своих целей подъездные пути необщего пользования протяженностью 597,5 м.

Стоимость услуг, установленная в договоре, принята ООО «Коскисилва» по предоставленной ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА калькуляции.

17.09.2019 ООО «Коскисилва» от ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА получено дополнительное соглашение к данному договору, об изменении предмета договора, а также размера платы за оказанные услуги.

В дополнительном соглашении стоимость услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования определена ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА самостоятельно на основании Постановления ФЭК РФ от 19.06.2002    № 135/15.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 утверждены перечни услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень транспортных услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В указанный перечень включены, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что услуги по пропуску вагонов относятся к услугам, подлежащим тарифному регулированию; стороны могут реализовать право использования железнодорожных путей необщего пользования в порядке, предусмотренном статьей 60 УЖТ РФ, применяя при расчетах за услуги установленные тарифы.

В Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА об установлении тарифа по использованию железнодорожных путей необщего пользования не обращалось.

В связи с изложенным в отношении ФГКУ КОМБИНАТ «ОНЕГА» РОСРЕЗЕРВА возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заседание комиссии назначено на 19.03.2020.

 

Статья 18.1

По признакам нарушения ст.18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрено 6  жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

С учетом компетенции отдела,  его рассмотрению подлежат жалобы, поданные при проведении торгов по продаже имущества должника в порядке, установленном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также при проведении аукционов по продаже имущества, в том числе имущественных прав должника, в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

По результатам рассмотрения одна жалоба признана не обоснованной, одна жалоба- обоснованной, по остальным в рассмотрении отказано.

По признанной обоснованной жалобе выявлены следующие обстоятельства.

Управлением была принята и рассмотрена жалоба Индивидуального предпринимателя Крупкина Сергея Александровича на действия организатора торгов ООО «Центр оказания услуг» при проведении торгов посредством открытого аукциона следующего имущества должника Быстрова Михаила Михайловича - ЛОТ № 8 (пор.1397): АМТС KIA Optima, г.в. 2015, г/н В451РМ777, VIN ХWEGN412BF0004061, соб-к: Быстров М.М.

К рассмотрению жалобы привлечено ТУ Росимущества в Вологодской области.

В своей жалобе Заявитель указал, что при реализации имущества должника Организатор торгов неправомерно отклонил заявку ИП Крупкина С.А. по причине не предоставления банковских реквизитов для возврата залога.

Комиссия Управления, оценив представленные в дело материалы и документы, пришла к следующему.

ТУ Росимущества в Вологодской области в соответствии с Государственным контрактом на оказание услуг по реализации арестованного имущества от 29.03.2019 № 21, поручило ООО «Центр оказания услуг» осуществить реализацию арестованного уфизического лица  имущества – автомобиль марки KIA OPTIMA TF VIN XWEGN412BF0004061, государственный регистрационный знак  В 451 РМ 777, 2015 года выпуска.

Первые торги 11.11.2019 признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

Повторные торги признаны состоявшимися, на участие в них было подано четыре заявки – от ИП Дурова В.В., Рухлова Р.Л., ООО «Ковчег» и ИП Крупкина С.А.

Согласно протоколу № 1/1 окончания приема заявок от 24.12.2019 к торгам допущено две заявки – это заявки Рухлова Р.Р. и ООО «Ковчег». Заявки от ИП Дурова В.В. и ИП Крупкина А.С. допущены к участию в торгах не были по причине отсутствия в заявке документа, содержащего реквизиты банковского счета для возврата задатка.

24.12.2019 Организатором торгов был составлен протокол № 2/1 об определении победителя торгов, согласно которому победителем аукциона было признано ООО «Ковчег».

Комиссией Управления также установлено, что для обеспечения возложенных на Организатора торгов функций был утвержден регламент по торгам, где прописаны порядок подготовки документов и правила подачи заявки.

Так, в соответствии с требованиями Регламента, к участив в торгах допускались физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие в сроки, указанные в сообщении о проведении торгов, оформленные надлежащим образом документы.

Перечни документов для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, прописанные в Регламенте несколько отличались друг от друга, вместе с тем, среди списка документов для всех участвующих в торгах лиц был предусмотрен следующий документ – реквизиты банковского счета для возврата задатка (пункт 5 перечня). Форма данного документа Регламентом не установлена, требований к данному документу в Регламенте также не содержалось.

Вместе с тем, в Регламенте содержалась информация, что возврат задатка осуществляется по указанным заявителем в договоре о задатке реквизитам, реквизитам, приложенным к заявке не позднее пяти дней с момента завершения торгов (абзац 14 Регламента).

Как следовало из материалов, представленных ТУ Росимущества в Вологодской области, 16.12.2019 ИП Крупкиным А.С. была подана заявка на участие в торгах, которая зарегистрирована Организатором торгов за номером № 287. Заявка была подана от лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве приложения к заявке были представлены соответствующие документы. Согласно описи документов к заявке на торги, представленных ИП Крупкиным С.А., в качестве документа, содержащего реквизиты банковского счета для возврата задатка, был представлен договор о задатке с указанием реквизитов банковского счета для возврата задатка.

Комиссия Управления обозрела представленный договор о задатке № 316/1397, заключенный между заявителем и Организатором торгов 13.11.2019, и установила, что в разделе III названного договора содержится информация относительно порядка возврата и удержания задатка с указанием реквизитов расчетного счета ИП Крупкина А.С. (пункт 3.1 договора о задатке).

При таких обстоятельствах Комиссия Управления пришла к выводам о незаконном отклонении заявки ИП Крупкина А.С. от участия в торгах.

Кроме того, Комиссией Управления были исследованы заявки других участников торгов – Индивидуального предпринимателя Дурова Владислава Вадимовича (заявка № 308/1397 от 12.12.2019), Рухлова Романа Леонидовича (заявка № 317/1397 от 16.12.2019), Общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» (заявка № 318/1397 от 16.12.2019), и установлено, что заявка ИП Дурова В.В. была отклонена Организатором торгов также незаконно по тем же самым основаниям, что и заявка ИП Крупкина А.С.

При таких обстоятельствах, действия Организатора торгов – ООО «Центр оказания услуг» при проведении торгов посредством открытого аукциона по продаже имущества должника по лоту № 8 (пор.1397): АМТС KIA Optima, г.в. 2015, г/н В451РМ777, VIN ХWEGN412BF0004061, признаны нарушающими порядок проведения торгов, установленный Регламентом по торгам.

31.12.2019 Государственный контракт на оказание услуг по реализации арестованного имущества от 29.03.2019 № 21, заключенный между ТУ Росимущества в Вологодской области и ООО «Центр оказания услуг» закончился.

С 01.01.2020 все функции организатора торгов по незаконченной процедуре торгов приняло на себя ТУ Росимущества в Вологодской области в соответствии с полномочиями, указанными в положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 № 278 (пункт 4.1.10).

Комиссией Управление жалоба ИП Крупкина С.А. была признана обоснованной, ТУ Росимущества в Вологодской области было выдано обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Предписание было исполнено 28.01.2020.

 

Статья 9.21 КоАП РФ

Одним их важнейших направлений деятельности отдела является осуществление контроля за нарушением правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим, газораспределительным сетям, сетям теплоснабжения и водоснабжения.

Ответственность за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) установлена статьей 9.21 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

За 1 кв. текущего года Управлением по данной статье рассмотрено 14 дел, из них по 5 делам вынесены постановления о привлечении сетевых организаций к ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 250 тысяч рублей.

Все дела касаются нарушения Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. Основные и постоянные правонарушители – ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «Вологдаоблэнерго».

       Самое распространенное нарушение -  не соблюдение сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.

Взыскано в 1 кв. 2020 г.-1015 тыс.руб.

 

II. Работа по экономическому анализу товарных рынков региона.

Данные анализы проводятся как в плановом порядке, так и при рассмотрении поступающих заявлений о возможных нарушениях антимонопольного законодательства на конкретных рынках.

В соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках Вологодским УФАС России было проанализировано состояние конкуренции на следующих товарных рынках, расположенных на территории Вологодской области:

1.На рынках тепловой энергии на территории г.Вологды и г.Череповца Вологодской области  за 2019 г. 

       Выявлено 35 локальных рынков в г. Вологде и 11 локальных рынков в г. Череповце, а также выявлено 27 продавцов в г. Вологде и 10 продавцов в г. Череповце.

         Ввиду того, что деятельность на каждом локальном рынке осуществляет только  1 продавец теплоэнергии в г. Вологде и в г. Череповце, доля у каждого из данных продавцов  на данных рынках составляет по 100 %.

        Уровень концентрации вышеназванных рынков – высокий.

К барьерам входа на рынки теплоэнергии, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на данных товарных рынках, опрошенные  продавцы теплоэнергии отнесли следующие ограничения:

а) экономические ограничения, в том числе:

- ориентировочные затраты на строительство теплоисточника и  теплосетей  составляют 10-15 млн. руб. за 1 Гкал

- объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат - более 15 млн. руб. (при этом, срок окупаемости этих кап. вложений:  более 8 лет)

- низкая привлекательность  теплового рынка, обусловленная высоким уровнем затрат

- неплатёжеспособность потребителей,

- длительный срок окупаемости финансовых вложений,

-  снижение теплопотребления

  б) административные ограничения:

- высокая  себестоимость производства теплоэнергии, низкие тарифы на теплоэнергию.

- низкая привлекательность теплового рынка, обусловленная  высоким уровнем затрат и низкой рентабельностью.

- препятствия/сложности в отведении земельных участков,

На вопрос (преодолимы/непреодолимы барьеры входа на рынок теплоэнергии в соответствующих географических границах, а именно, затраты на преодоление таких барьеров оправдываются ли доходами)  14% респондентов  указали на непреодолимость, а 38% - указали на преодолимость этих барьеров.

        Рынки теплоэнергии в соответствующих географических границах в г. Вологде (35 рынков) и в г. Череповце (11 рынков) является неконкурентными и относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Изменений не ожидается, рынки стабильные  по составу  продавцов и покупателей.

 

2.Анализ и оценка состояния конкуренции на рынках услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории населенных пунктов (муниципальных образований) Вологодской области за период 2018г. – 2019г.

Продавцами услуг по предоставлению опор воздушных линий электропередач для размещения линий связи являются собственники или иные владельцы опор воздушных линий.

В качестве покупателей данных услуг выступают потребители услуги по размещению сетей электросвязи на опорах воздушных линий электропередачи – операторы связи, осуществляющие деятельность на рынке услуг местной телефонной связи и на рынке услуг доступа к сети Интернет.

Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами (статья 6, пункт 3 Закона о связи).

Географические границы исследуемого рынка определяются протяжённостью и количеством опор воздушных линий электропередач, используемых для размещения линий связи. Местами фактического исполнения услуг по предоставлению опор воздушных линий электропередач для размещения линий связи являются города и населенные пункты.

По результатам проведенного анализа на территории Вологодской области выявлено 8 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по предоставлению опор воздушных линий электропередач для размещения линий связи на территории населенных пунктов различных муниципальных образований Вологодской области.

Расчёт общего объема товарного рынка услуг по предоставлению опор воздушных линий электропередач для размещения линий связи и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании натуральных и стоимостных показателей:

- количество предоставленных опор воздушных линий электропередач для размещения линий связи, ед.

- сумма предоставленных услуг, т. руб.

Для каждого локального рынка установлены хозяйствующие субъекты с долей более 50%: ПАО «Северсталь», АО «Вологодская областная энергетическая компания», МУП «Устюженские электросети», МУП «Электросеть», ООО «Кирилловская электросеть», ПАО МРСК «Северо-Запада «Вологдаэнерго».

На всех рассмотренных рынках услуг по предоставлению опор воздушных линий электропередач для размещения линий связи уровень концентрации товарного рынка высокий. Имеющиеся барьеры входа на товарный рынок непреодолимы:

- наличие действующих воздушных линий электропередач, которые до-статочно полно охватывают территории населенных пунктов, что затрудняет появление новых воздушных линий электропередач,

- высокий уровень организационных, технических и финансовых затрат для создания новых воздушных линий электропередач,

- услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере дея-тельности естественной монополии, где развитие конкуренции нецелесообразно.

Все рынки услуг по предоставлению опор воздушных линий электропередач для размещения линий связи относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

 

3.Отделом проводится постоянный мониторинг розничных цены на бензин и дизтопливо в Вологодской области.

Осенью 2018 г. в целях стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов ФАС России, Минэнерго России и нефтяными компаниями были подписаны соглашения, согласно которым последние обязались не повышать темпы роста цен на топливо выше прогнозного среднегодового уровня инфляции на 2019 год, который составляет 4,3 %.

Как показывают данные мониторинга, крупнейшие продавцы топлива в Вологодской области  - ПАО «Лукойл», ПАО «Татнефть», ПАО «Газпромнефть», данные соглашения выполняют.

     Динамика  розничных цен у крупных продавцов автобензинов и дизтоплива на территории Вологодской области за январь - февраль 2020 г. составила следующие значения:

        - на бензин Аи-92  (от снижения на 4 % до роста на 1 %) (от снижения на 1,70 руб/л  до роста на 0,50 руб/л.)

         - на бензин Аи-95  (рост от 0 % на 1 %) (рост от 0 руб/л  до 0,30 руб/л.). У ООО " ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" нет изменений.

        - на дизтопливо  (рост в диапазоне от 0 до 2 %) (рост в диапазоне от  0 руб/л  до 0,85 руб/л.). У ООО " ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" нет изменений.

В основном причина розничных цен на автомобильное топливо – это рост закупочных оптовых цен.

 

4.Управлением во исполнение поручения ФАС России и пункта 20 протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проводится мониторинг розничных цен на маски медицинские.

Рост розничных цен на маски медицинские в январе 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года составил  от 4 до 25%. В одном из опрошенных хозяйствующих субъектов рост розничных цен составил 67 %, однако в денежном выражении этот рост составил 2 рубля (цена повысилась с 3 руб. до 5 руб. за штуку). Рост розничных цен связан с ростом отпускных цен, установленных оптовыми поставщиками масок медицинских. Процент изменения розничных цен в основном соответствует проценту изменения оптовых цен на маски. В отдельных случаях зафиксировано снижение розничной цены на маски медицинские на 6 - 41 %%.

Роста розничных цен на маски медицинские в феврале 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года и январем 2020 года не отмечено.

В торговых объектах хозяйствующих субъектов, не являющихся аптечными учреждениями, повышения цен на маски медицинские не выявлено.

Управление приняло участие в совещании под руководством заместителя Губернатора Вологодской области В.В. Тушинова по вопросу особенностей ценообразования наиболее популярных медицинских масок на территории Вологодской области и оценки экономической обоснованности роста цен. Совещание проведено с участием Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Вологодской области,  Департамента здравоохранения Вологодской области, Комитета государственного заказа Вологодской области, ГП ВО «ГПТП «Фармация».

По результатам проведенного совещания принят ряд решений, а именно:

- проведение мониторинга исполнения контрактов на поставку медицинских изделий, в части поставок масок медицинских;

- проведение анализа годовой потребности в масках учреждений здравоохранения области;

- организация в учреждениях здравоохранения области минимального неснижаемого запаса масок медицинских.

В настоящее время в аптечных учреждениях г. Вологды и Вологодской области маски медицинские реализуются по доступным ценам.

 

Наверх