Доклад для публичных обсуждений отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли по правоприменительной практике за 4 квартал 2019г.
20 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

           В 4-м квартале 2019 года в отдел контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли поступило 7 заявлений о признаках нарушения ст. ст. 14.1-14.8 (действия недобросовестной конкуренции) Закона «О защите конкуренции».

           В 4-м квартале 2019 года в связи с обнаружением признаков нарушения ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции» Управлением хозяйствующим субъектам выдано 2 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

          В качестве примеров выданных Управлением в отчетном периоде предупреждений можно привести следующие.

               В  Управление поступило заявление СПАО «Ингосстрах» на действия САО «ВСК, выразившиеся неправомерном занижении цены от начальной (максимальной) цены контракта при участии в электронном аукционе на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд БУ ВО «Дирекция по охране и воспроизводству объектов животного мира», что СПАО «Ингосстрах» полагает, является недобросовестной конкуренцией.

                В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

                САО «ВСК» и СПАО «Ингосстрах» обладают признаками  хозяйствующих субъектов-конкурентов на рынке оказания страховых услуг по ОСАГО для государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации, в том числе Вологодской области.

                 Управлением  установлено следующее.

                 25.03.2018 года на официальном сайте РФ  www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом – Комитетом государственного заказа Вологодской области было размещено извещение № 0130200002419000743 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ОСАГО для нужд БУ ВО «Дирекция по охране и воспроизводству объектов животного мира».

                 Начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная Заказчиком, составила 225 938, 28 рублей.

                 Согласно протоколу подведения аукциона № 0130200002419000743-3 от 11.04.2019 участник аукциона – САО «ВСК» допустил понижение цены от начальной (максимальной) цены контракта, сделав наименьшее ценовое предложение – 222815,13 рублей. Заявка САО «ВСК» была признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, допущена к участию в аукционе. Победителем данного электронного аукциона признано САО «ВСК». 22.04.2019 года с САО «ВСК» был заключен контракт на оказание услуг ОСАГО на сумму  222815,13 рублей.

               В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

               Статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

                Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У  утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

                 Если предметом закупки являются услуги ОСАГО, заказчики обязаны применять при определении начальной (максимальной) цены контракта тарифный метод, исходя из предельных размеров базовых ставок страховых тарифов.

                Заказчик сам в документации об аукционе рассчитал и установил начальную (максимальную) цену контракта в соответствии с требованиями, предусмотренными Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У с применением тарифного метода.

                При этом начальная (максимальная) цены контракта рассчитанная Заказчиком составила 225 938, 28 рублей (раздел IV аукционной документации «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта»).

                Снижая цену, участник аукциона изменяет условия документации, а соответственно согласие, данное в составе 1 частей заявок, что недопустимо Законом № 44-ФЗ и данное согласие является недействительным.

                Таким образом, снижение участником САО «ВСК» цены ниже предельного значения, противоречит положениям Закона № 40-ФЗ, Указаниям Банка России  № 5000-У, и, как следствие Закону № 44-ФЗ. Данное ценовое предложение САО «ВСК» ниже минимального значения размеров базовых ставок страховых тарифов, установленных в аукционной документации, и ниже Указания Банка России от 19.09.2014 № 5000-У. Доказательств обоснованности такого расчета САО «ВСК» не представлено.

                Предложение участником аукциона САО «ВСК» цены заведомо ниже стоимости соответствующих услуг, рассчитанных с учетом базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО, установленных Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У, предоставило САО «ВСК» незаконное преимущество  перед другим участником аукциона – СПАО «Ингосстрах».

                В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Статьи 14.8 вышеуказанного Закона содержит запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.

                Действия САО «ВСК», выразившиеся в неправомерном занижении цены от начальной (максимальной) цены контракта при участии в электронном аукционе на оказание услуг по ОСАГО для нужд БУ ВО «Дирекция по охране и воспроизводству объектов животного мира», в рассматриваемом случае являются действиями недобросовестной конкуренции, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости,  что могло причинить СПАО «Ингосстрах»  убытки.

              Вологодское УФАС России в связи с наличием в  действиях САО «ВСК»  признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выдало САО «ВСК» Предупреждение:

               1) о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий) содержащего требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, проведения разъяснительной работы с сотрудниками, осуществления расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

               2) о необходимости устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный САО «ВСК» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 222 815,13 рублей (Двести двадцать две тысячи  восемьдесят пятнадцать) рублей 13 копеек, причитающуюся САО «ВСК» в соответствии с контрактом реестровый № 2352500630419000014 от 22.04.2019  заключенным по результатам электронного аукциона на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) БУ ВО «Дирекция по охране и воспроизводству объектов животного мира».

  Аналогичное предупреждение было выдано САО «ВСК» по другому заявлению СПАО «Ингосстрах» по признакам нарушения САО «ВСК»  ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции», которое выразилось в неправомерном занижении цены от начальной (максимальной) цены контракта при участии в электронном аукционе на оказание услуг по ОСАГО для нужд КУ ЛХ ВО «Вологдалесцентр», что является действиями недобросовестной конкуренции.       Данные действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости,  что могло причинить СПАО «Ингосстрах» убытки.

В предупреждении Управления было указано:

1) о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий) содержащего требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, проведения разъяснительной работы с сотрудниками, осуществления расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) о необходимости устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный САО «ВСК» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 1 018 527,70 рублей (Один миллион восемнадцать тысяч пятьсот двадцать семь) рублей 70 копеек, причитающуюся САО «ВСК» в соответствии с контрактом № 01302000024190007470001 от 22.04.2019 (дополнительное соглашение от 31.07.2019)  заключенным по результатам электронного аукциона на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) КУ ЛХ ВО «Вологдалесцентр».

               Выданные Управлением предупреждения САО «ВСК»  исполнены.  В бюджет перечислен доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства на общую сумму 1 241 342, 83 рублей.

  В отчетном периоде судебная практика для Управления, в части обжалований решений Управления о признании выявленных нарушений - недобросовестной конкуренцией складывается положительно.

     Так, в октябре 2019 года Арбитражным судом Вологодской области вынесено решение о признании законным и обоснованным решения Управления № 4-14АМЗ/18. Напомним, что ранее Управлением ООО «УК №1» было признано нарушившим  ст. 14.1 Закона «О защите конкуренции» - действия дискредитации.  Нарушение выразилось  в распространении ООО «УК №1»  в информационных материалах  ничем не подтвержденной информации, которая носила негативный характер по отношению к ООО  «Жилкомфорт». 

  В настоящее время  ООО «УК №1» за вышеуказанное нарушение антимонопольного законодательства привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 101 000 рублей.

 Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы исполняют государственную функцию по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, независимо от места ее производства и способа распространения.

Антимонопольный орган предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами, а так же индивидуальными предпринимателями, законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдает предписания об устранении нарушений и возбуждает административное производство по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 4-м квартале 2019 года Управлением по выявленным фактам нарушения рекламного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов возбуждено 4 дела по признакам нарушения статей 5, 15, 28 Закона о рекламе.

По ранее выявленным фактам нарушения рекламного законодательства в 4-м квартале 2019 года возбуждено 3 дела об административных правонарушениях по ст. 14.3 КоАП РФ.

В качестве примера дел, рассмотренных в отчетном периоде можно привести следующее.

  В ходе рассмотрения обращения  Северо-Западного Главного управления Банка России Управлением установлен факт распространения в период июнь-август 2019 года на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Вологда, пересечение ул. Чехова и Мальцева рекламы следующего содержания: «1$t АВТОЛОМБАРД, ул. Чехова 13, 29-88-88, 1%..».

  Рассмотрев материалы дела,  Комиссия пришла к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.

   В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

   В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

  Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

  В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

 Согласно ч.3 ст. 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Вместе с тем, в вышеуказанной рекламе отсутствует информация об организационно - правовой форме  лица, предоставляющего услуги автоломбарда, а так же указано условие «1%».

 Согласно представленных ООО «Вердана» пояснений и документов следует, что ООО «Вердана» в процессе переговоров с ООО «Первый автоломбард» в качестве коммерческого предложения разработало бесплатно рекламный макет следующего содержания:  «1$t АВТОЛОМБАРД, ул. Чехова 13, 29-88-88, 1%..». Не заключив договор с ООО «Первый автоломбард» ООО «Вердана» изготовило на основании разработанного макета рекламный баннер и в качестве коммерческого предложения на безвозмездной основе разместило баннер с указанной рекламой. ООО «Вердана» полагало, что потенциальный клиент подпишет впоследствии договор и станет постоянным клиентом Общества. ООО «Вердана» признает факт нарушения рекламного законодательства.

          Рекламодателем, рекламопроизводителем и  рекламораспространителем данной рекламы является ООО «Вердана».

 Исходя из исследованных обстоятельств дела следует, что распространенная на рекламной конструкции по адресу: г. Вологда, пересечение ул. Чехова и Мальцева реклама следующего содержания: «1$t АВТОЛОМБАРД, ул. Чехова 13, 29-88-88, 1%..» является ненадлежащей.

В силу п. 4 ст. 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 38 Закона «О рекламе» ООО «Вердана» несет ответственность за нарушение ч.ч. 1,3 ст. 28 Закона «О рекламе».

 Согласно представленных ООО «Первый автоломбард» пояснений и документов следует, что Обществом в июне 2019 года были запрошены коммерческие предложения у субъектов рекламного рынка по изготовлению, а также размещению рекламы на территории г. Вологды. Также в июне 2019 года в адрес общество поступило коммерческое предложение и пакет документов для заключения договора от ООО «Вердана». Данное предложение Обществом согласовано не было. Какие – либо финансово-договорные отношения между ООО «Первый автоломбард» и ООО «Вердана» отсутствуют, письменное согласие на бездоговорное размещение рекламы ООО «Вердана» также не давалось. В июле ООО «Первый автоломбард» было обнаружено несогласованное с обществом размещение рекламы на рекламном щите, находящемся на пересечении улиц Чехова и Мальцева. Далее Обществом в адрес ООО «Вердана» было направлено письменное требование о демонтаже данной рекламы. ООО «Первый автоломбард» полагает, что рекламодателем и рекламораспространителем  данной рекламы является ООО «Вердана».

На основании вышеизложенного, исследуя материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Первый автоломбард» отсутствуют факты нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  Сотрудники Вологодского УФАС России проводят семинары и брифинги на темы правоприменительной практики, последних изменений законодательства о рекламе, Закона «О защите конкуренции», ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельность в РФ».

   Участниками данных мероприятий являются журналисты, представители печатных изданий и электронных СМИ из Вологды и Череповца, представители бизнеса области.

   По окончании семинаров сотрудники Вологодского УФАС России отвечают на многочисленные вопросы его участников, дают рекомендации по применению законодательства о рекламе, недобросовестной конкуренции и торговле.

 

Наверх