Доклад отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа для публичных обсуждений правоприменительной практики Вологодского УФАС России 15 декабря 2020г.
01 декабря 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Одним из важнейших направлений деятельности отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа является исполнение государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушений хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, предусмотренных статьями 10, 11, 11.1, частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Основной процент поступающих заявлений связан с признаками нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершал действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

За 2020 год Управлением рассмотрено 87 заявлений физических и юридических лиц в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках оказания услуг электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, связи, жилищно-коммунального хозяйства и других.

Из них в 98 процентах случаев Управлением отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде Управлением выданы 2 предупреждения.

  1. В связи с наличием в действиях МУП ЖКХ «Федотово» ВМР, выразившихся в уклонении от заключения с собственниками жилых помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Майской п. Кувшиново Вологодского района прямых договоров на теплоснабжение, включающих оказание коммунальной услуги по отоплению и поставку тепловой энергии на подогрев воды для оказания для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Управлением названному хозяйствующему субъекту выдано предупреждение со сроком исполнения до 30.04.2020.

Предупреждение МУП ЖКХ «Федотово» ВМР в установленный срок исполнено, собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 3 по                    ул. Майской п. Кувшиново Вологодского района произведены начисления за оказанные услуги за апрель 2020 года, направлены соответствующие платежные документы.

  1. Постановлением Правительства Вологодской области от 11.11.2019 № 1047 уполномоченной газоснабжающей организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории области на 2020 год определено ООО «Управление Севергаз».

В первом квартале 2020 года в Управление активно поступили заявления управляющих компаний (товариществ собственников жилья) на действия данного хозяйствующего субъекта при заключении договоров на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку.

Из данных заявлений и приложенных к ним материалов следовало, что условия договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку противоречат действующему законодательству.

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 19.12.2019 № 797-р                                             (далее – Приказ № 794-р) на территории Вологодской области на 2020 год для ООО «Управление Севергаз» установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд в том числе из групповых резервуарных установок с учетом налога на добавленную стоимость с календарной разбивкой:

с 1 января по 30 июня – 26,35 руб. за кг,

с 1 июля по 31 декабря – 27,14 руб. за кг.

Согласно Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.08.2019 № 1072/19 (далее – Методические указания № 1072/19), реализация сжиженного газа из групповых резервуарных установок не предполагает несения абонентами – юридическими лицами (управляющим организациям, товариществам собственников жилья) транспортных расходов на доставку сжиженного газа в автоцистернах до потребителей.

Пунктом 14 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549) предусмотрено, что договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.

В связи с наличием в действиях ООО «Управление Севергаз», выразившихся в навязывании абонентам – юридическим лицам (управляющим организациям, товариществам собственников жилья) условий договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку не предусмотренных Правилами № 549, Методическими указаниями № 1072/19, а также Приказом № 797-р, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управлением данному хозяйствующему субъекту выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку условий, не предусмотренных Правилами № 549, Методическими указаниями № 1072/19, а также Приказом № 797-р в срок до 29.05.2020.

Поскольку доказательств исполнения предупреждения не поступило, антимонопольным органом в отношении ООО «Управление Севергаз» принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 08.09.2020 по делу № 035/01/10-348/2020 ООО «Управление Севергаз» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения, реализуемого через групповые газовые резервуарные установки, путем навязывания абонентам – юридическим лицам (управляющим организациям, товариществам собственников жилья и другим), действующих в интересах жителей многоквартирных домов, условий договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку, противоречащих Правилам № 549, Методическим указаниям № 1072/19, а также положениям Приказа № 797-р. Обществу выдано обязательное для исполнения предписание со сроком исполнения до 09.10.2020.

В установленный срок предписание ООО «Управление Севергаз» не исполнено.

Частью 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции установлено, что неисполнение законного предписания антимонопольного органа о прекращении злоупотребления доминирующим положением влечет за собой административную ответственность в соответствии с частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно части 7 статьи 51 Закона о защите конкуренции в случае привлечения ответчика по делу к административной ответственности за невыполнение в срок предписания комиссия в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления о назначении административного наказания выносит определение об установлении новых сроков исполнения ранее выданного предписания.

Протокол по данному факту составлен 20 ноября 2020 года, рассмотрение дела назначено на 07 декабря 2020 года.

Кроме того, Управление сообщает, что производству Арбитражного суда Вологодской области принято заявление ООО «Управление Севергаз» об оспаривании решения и предписания по делу № 035/01/10-348/2020 о нарушении антимонопольного законодательства. Судебное заседание назначено также на 07 декабря 2020 года.

Кроме того, в отчетном периоде рассмотрено еще четыре дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением от 27.03.2020 ООО «СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем предъявления контрагентам платы за оказанные в 2018 и 2019 годах услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, расположенным в п. Васильевское, п. Ерофейка, п. Харачево, д. Новое, п. Кувшиново Вологодского района Вологодской области, исходя из установленного приказом ФАС России от 13.03.2017 № 297/17 транзитного тарифа.

В настоящее время решение обжаловано в судебном порядке, очередное судебное заседание назначено на 17.12.2020.

Решение от 11.06.2020 ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006         № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующем положении на товарном рынке по оказанию услуг по предоставлению железнодорожных путей в пользование путем самостоятельного установления цен (тарифов) по использованию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва на праве собственности, для пропуска вагонов грузоотправителя (грузополучателя) - ООО «Коскисилва».

ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва предписание не выдавалось в связи с установлением приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 08.06.2020 № 39-р предельного максимального тарифа по использованию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва на праве собственности, для пропуска вагонов грузоотправителя (грузополучателя) ООО «Коскисилва» в размере 411 рублей 11 копеек за один вагон без НДС (до 31.12.2020).

Решение обжаловано ответчиком в судебном порядке, 17 ноября 2020 года ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва судом отказано в удовлетворении требований.

Два дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных в отношении ООО «Харовскнефтегаз» и ООО «Еврогаз» прекращены в связи с отсутствием в действиях названных хозяйствующих субъектов признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решение по делу о признании факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением является поводом для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ.

Так, в 2020 году Управлением вынесено 4 постановления о привлечении к административной ответственности по данной статье, в том числе 2 юридических лица и 2 должностных лица. Общий размер административных штрафа по данным делам составил 285 тысяч рублей.

В отчетном периоде Управлением продолжается рассмотрение еще трех дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Так, в первом квартале 2020 года в Управление активно поступали заявления в связи с поставкой сжиженного газа в баллонах для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Постановлением Правительства Вологодской области от 11.11.2019 № 1047 уполномоченной газоснабжающей организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории области на 2020 год определено ООО «Управление Севергаз».

Приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» с 2020 года полностью исключена возможность установления предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ в баллонах с учетом доставки до потребителя.

Установление размера платы за доставку бытового газа потребителям не подлежит государственному регулированию и определяется газоснабжающей организацией самостоятельно.

Доставка до потребителя с 1 января 2020 года возможна только на коммерческой основе при условии заключения соответствующего договора.

Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области на 2020 год для ООО «Управление Севергаз»  установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению для бытовых нужд, без учета доставки до потребителя: с 01.01.2020 - 37,34 руб./кг (746,8 рублей за баллон 50 л); с 01.07.2020 – 38,46 руб./кг (769,2 рублей за баллон 50 л).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пункт 79) – размер платы за доставку бытового газа в баллонах к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя – продавца бытового газа в баллонах.

Вологодским УФАС России установлено, что реализация сжиженного газа населению на коммунально-бытовые нужды осуществляется ООО «Управление Севергаз» через так называемых «покупателей» - ООО «Еврогаз», ООО «Харовскнефтегаз», ООО «ВТК».

По данным Вологодского УФАС России для конечных потребителей «покупателями» установлены следующие цены:

- газ в баллоне емкостью 50 л:

Доставка сжиженного газа в баллоне от ГНС до промежуточного склада, руб./за баллон

453,2

Доставка сжиженного газа в баллоне от промежуточного склада до потребителя, руб./за баллон

200,0

Таким образом, стоимость 50 л баллона сжиженного газа с учетом доставки до промежуточного склада с 01.01.2020 года составляет - 1200 рублей, с учетом доставки от промежуточного склада до потребителя – 1400 рублей.

Экономического обоснования размера платы за доставку сжиженного газа в баллонах в рамках рассматриваемых заявлений ни ООО «Управление Севергаз», ни «покупателями» не представлено.

Названные заявления, указывающее на признаки нарушения ООО «Управление Севергаз» антимонопольного законодательства, послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. 20 ноября 2020 года рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу судебных актов Арбитражного суда Вологодской области по делам № А13-11998/2020, № А13-11999/2020, № А13-13912/2020.

Также к компетенции отдела относится рассмотрение жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В отчетном периоде Управлением по данной статье рассмотрено 36 жалоб на действия организаторов торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

3 жалобы при организации и проведении торгов по Закону об исполнительном производстве;

24 жалобы при организации и проведении торгов по Закону о несостоятельности (банкротстве);

1 жалоба при организации торгов по продаже федерального имущества;

8 жалоб при организации и проведении торгов по Закону о закупках.

По результатам рассмотрения 2 жалобы отозваны заявителем, по 8 приняты решения о признании жалобы обоснованной, выданы обязательные для исполнения предписания. Остальные жалобы признаны необоснованными.

Привлечение к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися является основанием для привлечения организаторов торгов к ответственности по статье 7.32.4 КоАП РФ.

По данной статье рассмотрено 2 дела об административном правонарушении, организаторы торгов признаны виновными в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, каждому из них назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 тысячи рублей.

Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ.

По данной статье в отчетном периоде рассмотрено 21 дело об административных правонарушениях, привлечено 3 юридических лица и 6 должностных лиц на общую сумму 556 тысяч рублей.

Не менее важным направлением деятельности отдела является осуществление контроля за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Ответственность за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) установлена статьей 9.21 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Основная доля поступающих заявлений связаны с признаками нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Наиболее распространенным нарушением остается нарушение сетевой организацией срока осуществления к электрическим сетям.

В отчетный период Управлением по данной статье рассмотрено 40 дел об административных правонарушениях, в том числе по 19 делам вынесены постановления о привлечении сетевых организаций к ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 1,5 миллиона рублей.

Наверх