Доклад к Публичным обсуждениям 10 июня 2019 г. Обзор изменений в 44-ФЗ
20 мая 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

В апреле 2019 года Госдумой приняты и 22 апреля 2019 года одобрены на  рассмотрении в Совете Федерации и 01.05.2019 г. подписаны Президентом 3 Федеральных закона о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ:

  1. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"   

 

  1. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

  1. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

 

Основные изменения по вопросу совершенствования отдельных положений о закупках (ФЗ 71ФЗ):
изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования, опубликовано 01 мая 2019:

  • размер штрафа указывается в процентах - отмена отчетов об исполнении контракта, этапа контракта
  • типовые контракты могут разрабатываться Минфином России
  • сокращен срок рассмотрения документов при внесении участников в РНП – 5 рабочих дней вместо 10
  • срок для подачи жалобы сокращен с 10 до 5 дней
  • запрет на затребование документов при рассмотрении жалобы, если они размещены в ЕИС
  • срок начала работы Независимого регистратора перенесен на 1 января 2020 г.

изменения, вступающие в силу с 1 июля 2019 г.:

  • отмена плана закупок
  • сокращен срок внесения изменений в план-график: 1 день до размещения извещения в ЕИС/заключения контракта при закупке у ед. поставщика
  • возможность закупать по цене за единицу товара, работы, услуги при невозможности определить объем любой продукции (прим.: до 01.10.2019 закупка лекарств по цене за единицу не допускается)
  • увеличен ценовой порог для проведения короткого аукциона: 300 млн руб. для любых закупок, 2 млрд руб. при закупке строительных работ
  • обязательное размещение проектной документации при закупке строительных работ
  • при закупке строительных работ в первой части заявки только согласие
  • если установлены дополнительные требования к участникам (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31), то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников (проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки)
  • срок рассмотрения первых частей заявок сокращен до 3 рабочих дней, при коротком аукционе – 1 рабочий день
  • при закупке строительных работ в случае включения в документацию проектной документации аукционный торг проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок
  • если при запросе предложений отсутствуют заявки, то возможно заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контрольным органом
  • увеличен ценовой порог при закупках у единственного поставщика: п. 4 – 300 тыс. руб., п. 28- 1 млн. руб.
  • появилась возможность заключить контракта со вторым «номером» без проведения конкурентных закупок при расторжении контракта с победителем
  • допускается изменение любых существенных условий контракта с единственным поставщиком (п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93: «монополисты», коммунальные услуги, аренда, лечение за границей, юр. услуги в иностранных судах)
  • допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика
  • СМП и СОНКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов

изменения, вступающие в силу через 90 дней после опубликования, опубликован 01 мая 2019:

  • при закупке у ед. поставщика не требуется извещение и отчет
  • в контракт включается обоснование цены при закупках у ед. поставщика только по основаниям п.п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст. 93
  • отмена обязательности привлечения внешних экспертов при приемке продукции

Основные изменения в части закупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей (69-ФЗ, изменения вступают в силу со дня официального опубликования 01 мая 2019):

  • оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению возможно закупить конкурсом с ограниченным участием и невозможно аукционом

Основные изменения по вопросу совершенствования отдельных положений в сфере культуры (70 - ФЗ, изменения вступают в силу через 90 дней после опубликования (с 31 июля 2019 г.)):

  • средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию бюджетные учреждения и унитарные предприятия могут расходовать по Закону № 223-ФЗ (в этой части также вносятся изменения в Закон № 223-ФЗ)
  • при закупках работ по сохранению объектов культурного наследия, закрытых закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных коллекции и предметов может быть установлен запрет на субподряд
  • увеличен ценовой порог при закупках у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 – 600 тыс. руб., а также расширен круг заказчиков, имеющих право использовать данное основание
  • допускается закупка музыкальных инструментов у единственного поставщика (п. 17 ч. 1 ст. 93)

 

 

  • Об изменившихся сроках

1) Срок внесения изменений в план-график сократился с 10 дней до 1 (в случаях установленных частью 14 статьи 21 Закона № 44-ФЗ) внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки (Не стоит забывать про нормы ГК РФ в части начала течения срока).

2) Сведенья в реестр контрактов в соответствии со статьей 103 Закона 44-ФЗ направляются Заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта (вместо трех), в случае изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги сведенья направляются так же, в течение пяти рабочих дней.

Тут стоит упомянуть, что согласно изменениям, внесенным в часть 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта необходимо размещать, только если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей.

3) Далее хотелось бы обратить внимание на изменение срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

4) Еще одно изменение коснулось порядка направления протокола разногласий. Для начала необходимо отметить, что в связи с внесенными изменениями в Закон № 44-ФЗ статья 70, которая регламентировала порядок заключения контратак по результатам электронного аукциона, утратила силу, сейчас указанный порядок регламентирован статьей 83.2. Так, статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещает на электронной площадке протокол разногласий. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.

 

  • Далее хотелось бы поговорить об обеспечении заявок

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

1) от 0,5 % до 1% начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от 5 миллионов рублей до 20 миллионов рублей;

2) от 0,5 % до 5 % начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

Для учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы либо организаций инвалидов при начальной (максимальной) цене контракта более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

3) Дополнительно при начальной (максимальной) цене контракта от 1 миллиона до 5 миллионов размер обеспечения заявки устанавливается такое же, как при цене контракта от 5 до 20 миллионов рублей (Письмо Министерства финансов от 23.05.2018 № 24-02-05/34911).

 

  • Требования к участникам

Единые требования к участникам закупки дополнились пунктом 11, а именно: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Так в соответствии с 127-ФЗ О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств.

В качестве мер воздействия (противодействия) могут применяться:

1) прекращение или приостановление международного сотрудничества Российской Федерации, российских юридических лиц с недружественными иностранными государствами, организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, в отраслях в соответствии с решением Президента Российской Федерации;

2) запрет или ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольные недружественным иностранным государствам или аффилированные с ними. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством Российской Федерации;

3) запрет или ограничение на вывоз с территории Российской Федерации продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, гражданами недружественных иностранных государств. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством Российской Федерации;

4) запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними. Перечень видов таких работ, услуг определяется Правительством Российской Федерации;

5) запрет или ограничение на участие организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных недружественным иностранным государствам или аффилированных с ними, граждан недружественных иностранных государств в приватизации государственного или муниципального имущества, а также в выполнении ими работ, оказании ими услуг по организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества и (или) осуществлению функций продавца федерального имущества;

6) иные меры в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Так же хотелось бы отметить, что проверкой участника на наличии о нем сведений в РНП теперь занимаются операторы электронных торговых площадок.

 

  • Содержание первой части заявки

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

 

  • Содержание второй части заявки

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (При установлении национального режима), в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком такого ограничения, (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

 

  • Обязательные условия контракта

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

 

случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ( раньше была ставка рефинансирования) ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

  • Правила описания объекта закупки

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

 

С Изменениями

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

 

  • Электронные процедуры

конкурс в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений

 

В этом разделе необходимо отметить, при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации  

Так же Постановлением правительства № 626 от 30.05.2018 были утверждены

- требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета;

- требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком;

- правила взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.

Еще одно изменение коснулось операторов электронных торговых площадок, был утвержден перечень из 8 операторов электронных торговых площадок для осуществления электронных процедур, к ним относятся:

1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"

2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"

3. Акционерное общество "Российский аукционный дом"

4. Акционерное общество "ТЭК - Торг"

5. Акционерное общество "Электронные торговые системы"

6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"

7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"

8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"

 

Процедура перехода на специальные счета

С 1 июля 2018 года:

оператор электронной площадки заключает с уполномоченным банком соглашение о взаимодействии.

С 1 октября 2018 года:

участник заключает с уполномоченным банком договор о ведение специального счета.

С 1 января 2019 года:

информация и документы об участниках закупок вносятся в специальный реестр участников закупок.

 

Перечень банков

 

  • ПАО «Сбербанк России»
  • ПАО «Банк ВТБ»
  • АО «Газпромбанк»
  • АО «Российский Сельскохозяйственный банк»
  • АО «Альфа-Банк»
  • ПАО «Московский Кредитный банк»
  • ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие»
  • АО «Райффайзенбанк»
  • ПАО «Росбанк»
  • АО «Всероссийский банк развития регионов»
  • ПАО «Промсвязьбанк»
  • АО «Акционерный Банк «Россия»»
  • ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
  • ПАО «Совкомбанк»
  • ПАО «Российский национальный коммерческий банк»
  • АО «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»»
  • АО «ОТП Банк»
  • АО «ЮниКредит Банк»
  • Открыть спецсчет в уполномоченном банке можно будет ближе к 1 октября 2018 года – сразу после того, как операторами электронных площадок будет заключено соглашение с уполномоченными банками.

 

Наверх